Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бананы созрели для роста
Цены на них взлетели после сообщения о банкротстве JFC
Отпускные цены на бананы с середины февраля выросли более чем на 50%. Одним из первых цены поднял крупнейший российский импортер JFC, заявивший о начале процедуры банкротства. Торговые сети, которые самостоятельно импортируют фрукты, считают повышение спекулятивным и закупают бананы дешевле.
В последние две-три недели существенно выросли закупочные цены на бананы, рассказали “Ъ” представители крупнейших федеральных сетей – Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), «Дикси», «Ашан», «О`кей». По данным на сайте JFC, крупнейшего российского импортера бананов, отпускная цена на бананы за 18 дней, с 9 по 27 февраля, выросла на 51,6%, до 51,87 руб. за 1 кг. По данным агентства FreshMarket, в среднем оптовые цены на бананы, например, в Москве в феврале 2011 года составляли 36–38 руб. за 1 кг.
Розничная цена на бананы в одном из московских гипермаркетов «О`кей» на прошлой неделе составляла 49,9 руб. за 1 кг, в одном из гипермаркетов «Ашан» – 61,95 руб. за 1 кг. «В прошлом году в феврале рыночная оптовая цена на бананы была более чем в два раза ниже»,– говорит директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов.
Цены растут не только у JFC, рассказала пресс-секретарь «Ашана» Мария Курносова: сеть работает также с небольшими импортерами «Артес», «Фруктомания», «Фрутлайн», которые уже предупредили о росте цен.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в течение 2011 года в Россию было ввезено 1,3 млн тонн бананов (+5,1% к 2010 году; таможенная стоимость – $920 млн). Россия является четвертым по величине импортером бананов в мире.
Рост цен может быть спекулятивным и связан с сообщением о банкротстве ЗАО «Группа Джей Эф Си» (операционная компания группы JFC), предполагает один из опрошенных “Ъ” ритейлеров. «Магнит», который самостоятельно импортирует бананы в Россию, об объективных причинах 50-процентного роста цен у других импортеров тоже не знает. «У нас закупочная цена сейчас растет, но на 5–10% в неделю, не больше, это сезонные колебания, ничего аномального»,– говорит финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан.
ЗАО «Группа Джей Эф Си» 20 февраля попросило в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области признать себя несостоятельным. Кредиторская задолженность компании на осень 2011 года оценивалась в 12,2 млрд руб. Сама JFC объясняла причины банкроства тем, что 2011 год «был тяжелым для компании», в том числе из-за событий «арабской весны»: «Группа JFC осуществляла до 30% своих продаж в странах Южного Средиземноморья и понесла в 2011 году существенные убытки, связанные с потерей рынков». По собственным оценкам, JFC контролирует до 40% российского рынка бананов.
В пятницу гендиректор ЗАО «Группа Джей Эф Си» Александр Афанасьев рост цен объяснил низкой базой осенне-зимнего сезона. По его словам, из-за «арабской весны» снизился спрос на бананы в Южном Средиземноморье, и во второй половине 2011 года в Россию ввезли на 30% больше бананов, чем обычно, поэтому цена на них упала. Сейчас цены корректируются, считает он. «JFC внимательно следит за ситуацией и стремится смягчать колебания цен»,– утверждает он. Поставки в розницу, несмотря на заявление о банкротстве, компания не прекращает.
Начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Михаил Федоренко рассказал “Ъ”, что жалоб на повышение цен на бананы в службу пока не поступало: «Однако факт роста цен интересный, мы просмотрим информацию на этот счет».
Ксения Шамакина, Кристина Бусько, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.