Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бананы пошли в рост
Российский банановый бизнес выработал иммунитет к экономическому кризису. Компания JFC, один из крупнейших импортеров фруктов, оттесняет конкурентов и наращивает до трети долю своего присутствия на рынке. А потребители теперь предпочитают бананы другим фруктам из-за их сравнительной дешевизны.
Фруктовый рынок не прозрачен, что существенно затрудняет его оценку. Тем не менее, как рассказал BFM.ru аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, объем российского рынка свежих фруктов на конец 2008 года составлял около 10 млрд долларов. На долю импорта приходится, по разным подсчетам, около 70–80%.
У российских импортеров фруктов сейчас непростые времена. Проблемы у трех крупнейших игроков рынка начались еще в ноябре 2008 года. Уже тогда международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг поставщика фруктов и овощей — компании Brand Development («Санвэй-Груп») с В- до ССС+, прогнозируя «негативный» рейтинг в дальнейшем. Аналитики Standard & Poor's объяснили понижение рейтингов слабой ликвидностью «Санвэй-Груп». В тоже время третий по величине российский импортер и производитель фруктов — компания «Сорус», допустил дефолт по дебютной серии облигаций, задолжав держателям около 34 млн рублей. Седьмого ноября в Арбитражном суде Санкт-Петербурга был зарегистрирован иск «Соруса» с просьбой «принять к производству заявление о признании ликвидируемого должника (ООО «Сорус капитал») банкротом». Однако несмотря на понижение рейтинга, «Санвэй-Груп», в отличие от «Соруса», выполнила обязательства по облигационному займу, выплатив в ноябре держателям 1 млрд рублей и накопленный купонный доход по ставке 11,25% годовых. Группе JFC аналитики также дали негативный прогноз.
Недавно JFC подвела предварительные итоги финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 2009 года. Консолидированная выручка компании составила 136 млн долларов, снизившись на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как пояснил вице-президент по стратегическому управлению и маркетингу компании Андрей Афанасьев, сокращение оборота произошло вследствие снижения объемов низкорентабельных ассортиментных программ. Импортер также отказался от поставок дорогих экзотических фруктов: манго, папайи и физалиса.
Андрей Афанасьев рассказал BFM.ru что, рост продаж наблюдается по основным цитрусовым (апельсины и мандарины). Все, что стоит дороже, продается очень плохо: груша (-21%), виноград (-17%), экзотические фрукты (-68%). Но при этом за время кризиса доля компании на российском рынке бананов увеличилась с 29,5% до 35%. (По данным «Финам Менеджмент», на долю бананов приходится 25–30% в натуральном выражении и примерно10–15% в денежном от всего фруктового рынка.)
«В этом сезоне нам на руку сыграли сложности у одного из наших основных конкурентов — компании «Сорус». В последние годы российский рынок примерно на 70–75% контролировался компаниями «большой тройки»: JFC, Sunway и «Сорус». JFC был самым крупным игроком с примерно 30% рынка, доли остальных компаний колебались около 20% у каждой, — рассказал BFM.ru Афанасьев. — Но в ноябре 2008 года «Сорус» начал испытывать сложности с исполнением своих финансовых обязательств и объявил дефолт по оферте облигационного займа. С тех пор его доля снижается и сейчас составляет около 6% — это и есть основная причина изменений в структуре рынка».
Кроме того, в компании отмечают сложившуюся тенденцию: в связи со снижением покупательской способности россияне стали отказываться от многих фруктов в пользу бананов. Подтверждают это, например, магазины Санкт-Петербургской сети «О'Кей». «В магазинах, в которых мы представлены, продажи бананов в I квартале выросли на 24%», — говорит Афанасьев. Чуть меньшие темпы в сети «Лента». Здесь, по словам директора по закупкам свежих овощей и фруктов Дмитрия Агальцова, покупать бананы стали больше на 10–12%.
«С падением доходов спрос смещается в сторону товаров средних и низких ценовых категорий. И фрукты в данном случае не исключение. Вполне вероятно, что действительно бананы стали покупать охотнее, потому что они выгодно отличаются по цене — они дешевле большинства фруктов. Вместе с тем, в последнее время они дорожают быстрыми темпами, потому что это импортируемый продукт, а помимо общей инфляции, на цене сказывается ослабления рубля. Поэтому вполне возможно, что и этот сегмент просядет по итогам года примерно на 20%», — резюмирует Максим Клягин.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?