Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Bacardi подал заявку на покупку шведской госкомпании Vin & Sprit, выпускающей водку Absolut
Ведущий мировой производитель рома Bacardi подал в правительство Швеции заявку на покупку принадлежащей государству компании Vin & Sprit, выпускающей одну из ведущих элитных водок - Absolut. В конце прошлой недели правительство попросило парламент страны одобрить продажу компании.
"V&S и в особенности Absolut прекрасно дополнят наш портфель, она станет жемчужиной нашей коллекции", - заявил в интервью Financial Times генеральный директор Bacardi Андреас Гемблер. Он добавил, что для покупки V&S его компании, являющейся частной, не придется размещать акции на бирже, у нее есть другие источники финансирования. 500 акционеров компании, каждый из которых - член семьи Бакарди, всегда отрицательно относились к продаже своих акций. Но структура сделки пока не ясна, и руководство V&S просило правительство не торопиться со сделкой.
Absolut находится в государственной собственности с 1917 г., но недавно пришедшее к власти правоцентристское правительство взяло курс на приватизацию государственных активов, в том числе банковской группы Nordea, телекоммуникационной компании TeliaSonera, биржевого оператора OMX, риэлтора Vasakronan и ипотечной компании SBAB, чтобы выплатить внешний долг.
За V&S могут попросить примерно $5,7 млрд. Кроме Bacardi на производителя Absolut претендуют Diageo, Pernod Ricard и американская Fortune Brands. По мнению Венгта Барона, генерального директора V&S, которая кроме Absolut (в год продается на $1,48 млрд) выпускает ром Cruzan, джин Plymouth, различные крепкие напитки и сотни сортов вин, компания может стоить до $6,4 млрд. По мнению аналитиков, хорошие шансы приобрести компанию у Fortune Brands, которая продает продукцию V&S в США. Шведская компания, в свою очередь, владеет 10%-ной долей в компании Jim Beam, принадлежащей Fortune Brands. США - крупнейший рынок для Absolut, хотя продажи растут также в Бразилии, Канаде, Великобритании и Германии. Аналитики напоминают и о том, что пока в портфеле Fortune Brands водка, ром и джин недостаточно представлены.
Пьер Принке, генеральный директор Pernod Ricard, не скрывает своего интереса к V&S. Но если Pernod решится купить V&S, ей придется отказаться от контракта по дистрибуции другой ведущей марки - Stolichnaya.
По словам министра по финансовым рынкам Швеции Матса Оделла, "главное - кто предложит максимальную цену". Но при этом не исключаются и другие варианты - размещение акций на бирже или продажа компании по частям.
Продажа V&S отличается от других сделок по приватизации социальной составляющей. Все 90 лет существования ее деятельность была тесно связана с политикой правительства по контролю над потреблением алкоголя в Швеции. Государство обладает монополией на производство алкоголя с 1850 г. и смогло сохранить ее даже при вступлении в ЕС в 1995 г., доказав, что это необходимо для защиты здоровья населения.
"Мы считаем, что государство должно управлять компаниями в условиях свободного рынка, - считает Оделл. - Государство не должно производить, продавать или заниматься дистрибуцией водки". Оппоненты же утверждают, что в результате такой политики рынок крепких напитков окажется во власти компаний, у которых есть только жажда прибыли, но не чувство социальной ответственности. "Оделл должен доказать, что новый владелец сможет проявить умеренность, но я думаю, что он продемонстрирует обратное - агрессивность", - говорит министр бывшего, социал-демократического правительства Томас Острос, напоминая, что именно государство выпестовало одну из самых популярных марок на рынке.
Продажа Absolut, впрочем, позволит правительству избавиться от обвинений в проведении политики двойных стандартов - с одной стороны, оно оберегало шведов от пропаганды алкоголя, запрещая его рекламу в газетах, с другой - с конца 1970-х активно продвигало Absolut на международных рынках. В рекламных кампаниях этой водки с многомиллионными бюджетами принимали участие такие звезды, как Энди Уорхол, Жан-Поль Готье и Джанни Версаче. Ленни Крэвиц даже сочинил песню специально для рекламной кампании Absolut.
По подсчетам агентства Impact, за последние 20 лет продажи Absolut, находящейся на втором месте после Smirnoff, выросли с 2 млн ящиков до более чем 9 млн ящиков в 2005 г.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?