Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
АвтоВАЗ прокатили конкуренты
Продажи завода снова падают
Продажи АвтоВАЗа впервые за полгода вновь начали падать — в марте они снизились на 7%. На заводе это в первую очередь объясняют ожиданиями новой версии Lada Kalina, продажи которой должны стартовать в июне. Пока же производство модели, которая принесла АвтоВАЗу около четверти объема продаж за прошлый год, остановлено. Дилеры и аналитики говорят, что среди других причин — январское повышение цен на Lada и растущая конкуренция с бюджетными иномарками.
Вчера АвтоВАЗ опубликовал итоги своих продаж за март. С учетом экспорта заводу удалось продать 47,7 тыс. автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи снизились на 4%. На российском рынке снижение оказалось еще сильнее — продажи упали на 7%, до 40,1 тыс. автомобилей. В марте АвтоВАЗ показал отрицательную динамику продаж впервые с сентября 2012 года.
Самое сильное снижение показала Lada Kalina, продажи которой упали на 42%, до 6,3 тыс. автомобилей. Это одна из самых продаваемых моделей завода: по итогам 2012 года на Kalina пришлось 22% от общего объема продаж АвтоВАЗа на российском рынке, а в марте 2012 года — 25%. Однако в прошлом месяце доля Kalina сократилась до 15%. На 35%, до 6,3 тыс. машин, упали и продажи Priora. Samara показала падение на 24%, до 4,2 тыс., Lada 4x4 — на 18%, до 3,7 тыс. автомобилей. Хорошие результаты традиционно показала лишь новая Lada Granta, которая с сентября остается самой продаваемой моделью завода. Ее продажи выросли на 54%, до 14,3 тыс. машин.
На заводе падение объясняют подготовкой к началу производства и продаж новой версии Kalina. АвтоВАЗ остановил выпуск Kalina 1 марта, серийное производство нового поколения начнется в мае, а продажи стартуют в июне.
Кроме того, на заводе подчеркивают, что продажи автомобилей экономкласса падают в целом на рынке. Продажи бюджетных автомобилей действительно падали весь прошлый год, в этом году тенденция сохранилась. Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков добавляет, что на этом фоне наблюдается «жесткая конкуренция», в ходе которой «другие производители дают не менее привлекательные предложения и выводят на рынок новые модели». Именно поэтому АвтоВАЗ хочет обновить Kalina.
Дилеры согласны, что мартовское падение продаж завода во многом связано с остановкой выпуска Kalina и ожиданиями обновленной версии. «Машины перестали поступать, все запасы почти распроданы»,— говорит гендиректор петербургского салона Lada «Интей» Алексей Румянцев. Он добавляет, что по-прежнему не хватает Largus (продажи начались в июне 2012 года, в марте продано 4,1 тыс. машин). В АвтоВАЗе дефицит Largus традиционно объясняют «продолжающимся выстраиванием логистики поставок комплектующих, производимых как на АвтоВАЗе, так и на других предприятиях России и за рубежом».
Руководитель службы маркетинга и рекламы ГК «Лаура» Сергей Новосельский добавляет, что снижение спроса на Kalina и Priora «связано и с активной рекламой дешевых иномарок». Гендиректор ульяновского дилера «Симбирск-Лада» Валерий Шурыгин отмечает, что сейчас Kalina и Priora активно покупаются, «только когда проводятся акции “минус 30 тысяч”« (при ценах Kalina от 311,7 тыс. руб. и Priora от 344,9 тыс. руб.), в целом же дилер признает, что на эти модели «плохой спрос». Падение спроса он связывает в том числе с ростом цен на модели АвтоВАЗа. В конце января завод повысил их в среднем на 3%. По оценкам господина Шурыгина, по сравнению с 2011 годом Kalina «подорожала на 17%», тогда как цены на ее конкурентов среди иномарок, например Daewoo Nexia (от 259 тыс. руб.), снижаются. Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко также считает, что большую роль в падении АвтоВАЗа играет и «усиливающаяся конкуренция со стороны китайских и корейских брендов» и даже новой модели Renault Duster.
Продажи АвтоВАЗа падали с июля 2011 года по июль 2012 года, максимальное месячное снижение (в январе и июне) составляло 18%. В марте 2012 года снижение было на уровне 17%. На заводе ситуацию объясняли в первую очередь эффектом высокой базы после завершения госпрограммы утилизации и обновления модельного ряда. Переломить отрицательную динамику и показать небольшой рост АвтоВАЗу удалось в сентябре, после того как стартовали продажи Largus, а объемы производства Granta вышли на плановый уровень. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» уточняет, что падение возобновилось на фоне общего замедления рынка. По итогам марта рынок в целом, возможно, покажет отрицательную динамику, полагает аналитик, а бюджетный сегмент в этой ситуации реагирует «острее всего».
Егор Попов; Сергей Титов, Ульяновск, Кристина Наумова, Санкт-Петербург, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?