Декоративное изображение
2 903

Поделиться

АвтоВАЗ докатился

Продажи завода ушли на кризисный уровень

Продолжающееся падение российского авторынка сильнее всего ударило по АвтоВАЗу, продажи которого в январе обрушились на 21%. Меньше машин завод продавал лишь в 2010 году – это считается своеобразным антирекордом. Рыночная доля завода, которая еще в 2010 году доходила до 27%, упала до 15%, и в затылок ему дышат иностранные автоконцерны. Участники рынка объясняют ситуацию сезонностью, снижением спроса на бюджетные автомобили и достаточно высокими ценами.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги январских продаж легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. По сравнению с январем 2013 года продажи новых машин сократились на 6% до 152,6 тыс. единиц. Продажи автомобилей в России падали с марта 2013 года, рост 4% рынок показал лишь в декабре, а по итогам года продажи снизились на 5,5% до 2,7 млн машин. В январе этого года лидером рынка традиционно оказался АвтоВАЗ, но его продажи упали на 21% до 23,6 тыс. автомобилей. Среди иномарок лучше продавались автомобили Renault – 12,9 тыс. машин (снижение на 12%) и Kia – 11,2 тыс. автомобилей (рост на 1%). Произошло и падение продаж LCV: у группы ГАЗ они сократились на 21% до 3,2 тыс. машин, UAZ – на 24% до 2,2 тыс. машин.

Автопроизводители считают январское падение «во многом прогнозируемым». В АЕБ отмечают, что «продажи в январе ниже, чем надеялись многие».

В Renault связывают общее снижение продаж с завершением программы льготного автокредитования и с тем, что на январь приходится сезон отпусков. В группе ГАЗ ссылаются на «общую ситуацию в экономике, низкий уровень инвестожиданий бизнеса, падение платежеспособного спроса».

На фоне общего падения рынка АвтоВАЗ показал худшие результаты продаж за последние четыре года. Меньше машин завод реализовал только в январе 2010 года. Тогда на складах предприятия скопился большой запас нереализованных автомобилей, ситуацию спасла только госпрограмма утилизации, стартовавшая в марте 2010 года. По словам источников “Ъ”, в этом году «на АвтоВАЗе все предвидели сильное падение в январе». «Это традиционно слабый месяц, а на фоне общей стагнации рынка было понятно, что продажи бюджетных моделей провалятся в яму»,– говорит один из собеседников “Ъ”. В итоге АвтоВАЗ, где вчера на запрос не ответили, впервые за долгое время даже не публиковал свою статистику продаж за январь. В «Ростехе» (один из ключевых акционеров АвтоВАЗа наряду с Renault-Nissan) ссылаются на «ряд преобразований» на заводе: обновление модельного ряда, модернизацию конвейеров, что, «безусловно, влияет на производственные показатели и на объемы продаж». В Renault-Nissan показатели АвтоВАЗа не комментируют.

В январе упали продажи почти всего модельного ряда завода. Помимо относительно «старых» моделей Lada Kalina и Priora (падение на 29% и 10% соответственно), рухнули продажи и новой Granta. Они начали снижаться еще в октябре 2013 года – на 2–5%, но в январе упали сразу на 22% до 8,2 тыс. машин. Рост на 32% показал лишь новый Largus (продается с лета 2012 года), но в январе продано лишь 3,8 тыс. этих машин. Существенно снизилась и доля завода на рынке: по итогам января АвтоВАЗ занял 15,5% (совокупно с Renault-Nissan 31,5%). Ниже доля АвтоВАЗа была лишь в прошлом декабре (14,7%). Для сравнения, доля Volkswagen Group в январе составила 10,5%, а GM – 9%. «Иностранные бренды дышат в затылок заводу, это было сложно представить еще в 2011 году, когда АвтоВАЗ занимал около 22% рынка»,– говорит источник “Ъ” среди дилеров.

Гендиректор ульяновского «Симбирск-Лада» Валерий Шурыгин считает, что падение продаж АвтоВАЗа связано и с ценовой политикой: «Была бы Granta чуть подешевле, она бы обязательно пошла». Сейчас рекомендованная цена на Granta в базовой комплектации – 279 тыс. руб., в люксовой – 431,4 тыс. руб. По его словам, производитель ставит высокую цену, а потом привлекает покупателя скидками. Но покупатель, не дождавшись дисконта, покупает другой автомобиль. Исполнительный директор дилера Lada «Авторай» Станислав Черненко еще одним фактором считает рост вторичного рынка, где все больше автомобилей с небольшим пробегом, но с относительно низкой ценой. Один из источников “Ъ” в автопроме добавляет, что в 2010 году АвтоВАЗу помогла госпрограмма утилизации, но сейчас такой «щедрости от правительства ждать не стоит», а продолжение льготного автокредитования «кардинально не изменит ситуацию».

Егор Попов, Роман Кондратьев; Сергей Титов, Ульяновск, ИД «Коммерсантъ» 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами