Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
АвтоВАЗ докатился
Продажи завода ушли на кризисный уровень
Продолжающееся падение российского авторынка сильнее всего ударило по АвтоВАЗу, продажи которого в январе обрушились на 21%. Меньше машин завод продавал лишь в 2010 году – это считается своеобразным антирекордом. Рыночная доля завода, которая еще в 2010 году доходила до 27%, упала до 15%, и в затылок ему дышат иностранные автоконцерны. Участники рынка объясняют ситуацию сезонностью, снижением спроса на бюджетные автомобили и достаточно высокими ценами.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги январских продаж легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. По сравнению с январем 2013 года продажи новых машин сократились на 6% до 152,6 тыс. единиц. Продажи автомобилей в России падали с марта 2013 года, рост 4% рынок показал лишь в декабре, а по итогам года продажи снизились на 5,5% до 2,7 млн машин. В январе этого года лидером рынка традиционно оказался АвтоВАЗ, но его продажи упали на 21% до 23,6 тыс. автомобилей. Среди иномарок лучше продавались автомобили Renault – 12,9 тыс. машин (снижение на 12%) и Kia – 11,2 тыс. автомобилей (рост на 1%). Произошло и падение продаж LCV: у группы ГАЗ они сократились на 21% до 3,2 тыс. машин, UAZ – на 24% до 2,2 тыс. машин.
Автопроизводители считают январское падение «во многом прогнозируемым». В АЕБ отмечают, что «продажи в январе ниже, чем надеялись многие».
В Renault связывают общее снижение продаж с завершением программы льготного автокредитования и с тем, что на январь приходится сезон отпусков. В группе ГАЗ ссылаются на «общую ситуацию в экономике, низкий уровень инвестожиданий бизнеса, падение платежеспособного спроса».
На фоне общего падения рынка АвтоВАЗ показал худшие результаты продаж за последние четыре года. Меньше машин завод реализовал только в январе 2010 года. Тогда на складах предприятия скопился большой запас нереализованных автомобилей, ситуацию спасла только госпрограмма утилизации, стартовавшая в марте 2010 года. По словам источников “Ъ”, в этом году «на АвтоВАЗе все предвидели сильное падение в январе». «Это традиционно слабый месяц, а на фоне общей стагнации рынка было понятно, что продажи бюджетных моделей провалятся в яму»,– говорит один из собеседников “Ъ”. В итоге АвтоВАЗ, где вчера на запрос не ответили, впервые за долгое время даже не публиковал свою статистику продаж за январь. В «Ростехе» (один из ключевых акционеров АвтоВАЗа наряду с Renault-Nissan) ссылаются на «ряд преобразований» на заводе: обновление модельного ряда, модернизацию конвейеров, что, «безусловно, влияет на производственные показатели и на объемы продаж». В Renault-Nissan показатели АвтоВАЗа не комментируют.
В январе упали продажи почти всего модельного ряда завода. Помимо относительно «старых» моделей Lada Kalina и Priora (падение на 29% и 10% соответственно), рухнули продажи и новой Granta. Они начали снижаться еще в октябре 2013 года – на 2–5%, но в январе упали сразу на 22% до 8,2 тыс. машин. Рост на 32% показал лишь новый Largus (продается с лета 2012 года), но в январе продано лишь 3,8 тыс. этих машин. Существенно снизилась и доля завода на рынке: по итогам января АвтоВАЗ занял 15,5% (совокупно с Renault-Nissan 31,5%). Ниже доля АвтоВАЗа была лишь в прошлом декабре (14,7%). Для сравнения, доля Volkswagen Group в январе составила 10,5%, а GM – 9%. «Иностранные бренды дышат в затылок заводу, это было сложно представить еще в 2011 году, когда АвтоВАЗ занимал около 22% рынка»,– говорит источник “Ъ” среди дилеров.
Гендиректор ульяновского «Симбирск-Лада» Валерий Шурыгин считает, что падение продаж АвтоВАЗа связано и с ценовой политикой: «Была бы Granta чуть подешевле, она бы обязательно пошла». Сейчас рекомендованная цена на Granta в базовой комплектации – 279 тыс. руб., в люксовой – 431,4 тыс. руб. По его словам, производитель ставит высокую цену, а потом привлекает покупателя скидками. Но покупатель, не дождавшись дисконта, покупает другой автомобиль. Исполнительный директор дилера Lada «Авторай» Станислав Черненко еще одним фактором считает рост вторичного рынка, где все больше автомобилей с небольшим пробегом, но с относительно низкой ценой. Один из источников “Ъ” в автопроме добавляет, что в 2010 году АвтоВАЗу помогла госпрограмма утилизации, но сейчас такой «щедрости от правительства ждать не стоит», а продолжение льготного автокредитования «кардинально не изменит ситуацию».
Егор Попов, Роман Кондратьев; Сергей Титов, Ульяновск, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?