Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Авторынок подъехал к кризису
Дилеры ждут его в ближайшие месяцы
Российский авторынок продолжает торможение — в сентябре рост составил лишь 26% против 32% в августе. На этом фоне начали падать продажи бюджетных моделей. Похожая ситуация наблюдалась на рынке перед его обвалом в кризис. Дилеры уверены, что это «шторм» и «со второй половины 2012 года повторится ситуация 2008 года». Аналитики более сдержаны в оценках. Они считают, что делать выводы пока рано и «стоит отследить ситуацию в ближайшие несколько месяцев».
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в сентябре (см. таблицу на www.kommersant.ru). Они увеличились всего на 26%, тогда как в августе рост составил 32%, а в первом полугодии — 56%. Крупнейший игрок, АвтоВАЗ, вообще не показал роста. При этом среди иностранных брендов в прошлом месяце сменился лидер. Им стал Hyundai, увеличивший продажи на 88%. Chevrolet, который удерживал первое место с апреля, опустился на второе. Отрыв составил 29 машин, но росли продажи вдвое медленнее, чем у Hyundai. На третье место при этом вырвался Nissan, который практически полностью оправился от последствий весенних катаклизмов в Японии и сместил на строчку ниже своего партнера Renault. Зато с Renault практически сравнялся Volkswagen, продажи которого в прошлом месяце оказались неожиданно высоки (11,9 тыс., рост — 96%). Еще в августе немецкий концерн не попадал в пятерку лидеров и уступал Toyota.
Kia, которой в минувшем месяце предрекали бурный рост в связи с запуском новой модели Rio, напротив, не оправдала ожиданий: компании удалось продать 11,9 тыс. машин, продажи выросли всего на 14%. Глава «Фаворит-Моторс» (официальный дилер Chevrolet, Kia, Peugeot, Opel) Владимир Попов связывает невысокие продажи Kia с тем, что «старые модели Kia Rio в России закончились, а новые еще не выпущены в необходимом объеме». Кроме того, в Россию не поступает «в достаточном объеме» популярная модель Kia Cerato.
Таким образом, в первые строчки рейтинга вырвались производители автомобилей среднего ценового класса — Hyundai, Nissan и Volkswagen. «Средняя стоимость этих автомобилей составляет от 400–600 тыс. руб., и сейчас это наиболее продаваемый диапазон,— говорит Михаил Пак из ИК “Атон”.— Показательно, что сейчас самым продаваемым автомобилем в России является Hyundai Solaris, цена которого в зависимости от комплектации колеблется от 399 тыс. до 639 тыс. руб.». В сентябре в России было продано 9,3 тыс. Hyundai Solaris.
При этом продажи бюджетных моделей, например Renault Logan, Daewoo Nexia, Opel Astra, Lada Priora и Lada Kalina, начали снижаться по сравнению с минувшим августом, продажи Chevrolet Aveo снизились на 31% по отношению к сентябрю прошлого года. «Продажи бюджетных моделей действительно упали, это самый чуткий сегмент рынка, и на высокую волатильность курсов валют он реагирует первым,— отмечает владелец дистрибуторской компании “Квингруп” Ленур Ислямов.— К тому же сейчас до 50% автомобилей бюджетного сегмента покупаются в кредит, но в последние месяцы банки стали значительно реже выдавать автокредиты как раз той категории покупателей, которых могут интересовать дешевые модели».
По мнению Владимира Попова, «до выборов» авторынок будет демонстрировать стабильный рост продаж на уровне 20–25%, однако «со второй половины следующего года полностью повторится ситуация 2008 года». Автодилер поясняет, что продажи компаний, которые чувствуют себя неуверенно на рынке, резко снизятся, а крупные автопроизводители, напротив, нарастят свои доли. «Лидерами рынка останутся Chevrolet, Hyundai, Kia, Renault и Nissan, которые будут постоянно бороться за первые места»,— считает господин Попов.
Аналитики более консервативны в оценках ситуации на российском авторынке. «Есть опасения того, что рынок просядет в следующем году, но для того, чтобы делать окончательные выводы, стоит отследить ситуацию в ближайшие несколько месяцев, все будет зависеть от происходящего в мировой экономике»,— полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Он поясняет, что с окончанием программы утилизации спрос начал смещаться от самых бюджетных моделей в сторону более дорогих, поэтому замедление их продаж пока не показательно.
Главный управляющий директор «Рольфа» Татьяна Луковецкая согласна, что для прогнозов «наиболее показательным будет четвертый квартал — он традиционно самый активный для авторынка, поскольку на продажах скажется сезонный фактор и наличие специальных предложений в конце года». Но Ленур Ислямов считает, что после кризиса 2008 года ситуация на авторынке изменилась и даже в последний квартал года продажи автомобилей «могут не показать значительного роста». По его оценкам, до конца года рост рынка будет колебаться в районе 20%, а в 2012-м может составить 10–12%. «Шторм на рынке продолжается и может начаться с новой силой, поскольку кризис в 2008 году не закончился в полной мере»,— добавляет господин Ислямов.
В большинстве крупнейших стран Западной Европы автопродажи в сентябре уже сократились: в Испании — на 1,3%, во Франции — на 1,4%, в Великобритании — на 0,8%. В Италии, финансовое положение которой после Греции и Испании стало новым объектом обеспокоенности, продажи легковых автомобилей упали на 5,7%. Исключением стала Германия, где за сентябрь было зарегистрировано 280,8 тыс. новых автомобилей, что на 8% больше, чем год назад. Как говорится в заявлении немецкой автомобильной ассоциации VDIK, «положительный результат был достигнут благодаря росту как частных регистраций — на 5%, так и коммерческих — рост на 15%». Тем не менее, по сравнению с августом, когда автопродажи в Германии выросли на 18% к августу предыдущего года, сентябрьские данные свидетельствуют о замедлении темпов роста продаж.
Егор Попов, Евгений Хвостик, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?