Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Авторынок наехал на старые грабли
Дилеры опять закупили больше, чем смогли продать
Российский авторынок вновь оказался в проблемной ситуации – аналогичной той, что сложилась в начале 2013 года. Ряд дилеров столкнулись с затовариванием складов, которое усугубляется падением спроса на автомобили после завершения новогодних скидок. Как и в прошлом году, для получения годовых бонусов многие дилеры сами выкупили машины, надеясь продать их в январе. Участники рынка считают декабрьский рост продаж на 4% завышенным, а прогнозы на 2014 год – преувеличенными в среднем на 10%.
По итогам 2013 года российский авторынок легковых автомобилей и LCV упал на 5,5% – до 2,78 млн шт., сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). При этом в минувшем декабре рынок, падавший девять месяцев подряд, неожиданно вырос: по итогам месяца было продано 264,2 тыс. машин, на 4% больше, чем в декабре 2012 года. В АЕБ отмечают, что декабрьские продажи увеличились в том числе из-за решения правительства досрочно свернуть программу льготного кредитования. Лидером продаж в 2013 году традиционно стал АвтоВАЗ, реализовавший 456,3 тыс. машин (на 15% меньше, чем в 2012 году), но доля компания на рынке сократилась на 1,9 п. п.– с 18,3% до 16,4%. Среди иномарок самыми популярными стали автомобили Renault (210 тыс. машин, рост продаж – 11%, доля на рынке выросла на 1,1 п. п.– до 7,6%).
Сильнее всего в 2013 году падали продажи автомобилей массового сегмента.
По данным АЕБ, спад продаж в этом секторе составил 4,7%, тогда как спрос на компактные кроссоверы вырос на 4,8%. По мнению руководителя отдела розничных продаж автомобилей Volkswagen ГК «Авилон» Сергея Белогрудова и гендиректора «Рольфа» Татьяны Луковецкой, кроссоверы более удобные и безопасные – притом что стоимость некоторых моделей находится на уровне топ-комплектации моделей класса С. В АЕБ признают, что в этом году ситуация кардинально не изменится. Даже оптимистичный сценарий ассоциации (2,8 млн автомобилей по итогам 2014 года) на 2,5% выше итогов 2013 года, но на 3,4% ниже продаж 2012 года. А средневзвешенный прогноз продаж – 2,73 млн машин. По мнению Татьяны Луковецкой, в 2014 году продолжится снижение продаж отечественных брендов и рост спроса на иномарки (в среднем 2–3%). В Kia Motors Rus ждут «некоторого падения рынка в начале года» и его оживления в середине года «в связи с улучшением макроэкономических показателей».
Но источники “Ъ” на рынке говорят, что оптимистичные результаты декабря обеспечили не только скидки, но и «бумажные продажи», которые были вынуждены показывать дилеры. Это подтверждает и Сергей Белогрудов, по мнению которого «рост продаж автомобилей в декабре, по данным АЕБ, не до конца отражает реальную ситуацию на рынке». «Многие дилеры выкупали машины у производителя и показывали продажи для годового бонуса, на самом же деле автомобили скапливались на складах, что привело к их затовариванию»,– говорит он. В итоге, по словам собеседников “Ъ”, у ряда дилеров накопились чрезмерные запасы, которые могут достигать «квартальных объемов, а порой приближаться и к полугодичным». Приемлемым считается запас автомобилей на один-два месяца.
Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов подчеркивает, что нынешняя ситуация «почти полностью повторяет прошлогоднюю – и с точки зрения накопившихся стоков, и с точки зрения необъективных результатов продаж». Он считает, что автоконцерны, планируя объемы продаж на 2014 год, «могли переоценить емкость рынка в среднем на 10%». Господин Попов отмечает, что «в первую очередь сформировались большие стоки бюджетных и коммерческих автомобилей», спрос на которые наиболее чувствителен к замедлению экономики. Впрочем, официально участники рынка говорят, что ситуация под контролем. Например, в «Рольфе» отмечают, что «для регулирования стоков используют собственную систему, которая позволяет оперативно реагировать на затоваривание склада». Сергей Белогрудов уверяет, что «Авилон» «подошел к новому году с комфортными стоками». Владимир Попов тоже говорит, что у «Фаворита» «рабочие запасы автомобилей на месяц-полтора».
Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко напоминает, что завышенные продажи «всегда имеют место – в особенности к концу года». Но, по мнению аналитика, они не превышают 15–20% от реального объема, поскольку «завысить больше для дилеров физически сложно». Он считает, что в этом году ситуация «не будет столь сложной, как в прошлом», поскольку дилеры и автоконцерны более консервативно подходят к планированию объемов.
Егор Попов, Роман Кондратьев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?