Декоративное изображение
4 659

Поделиться

Авторынок. Конец эпохи

«СЛК-Моторс» утратил дилерство Toyota и Lexus в Новосибирске и Барнауле и закрыл салоны марок

16 и 17 февраля у дилерских центров Toyota и Lexus в Новосибирске и Барнауле были демонтированы элементы визуальной идентификации

15 февраля произошло поистине знаковое событие для автобизнеса Сибири – дистрибьютор Toyota и Lexus в России расторг дилерский договор с группой компаний «СЛК-Моторс» по Новосибирску и Барнаулу. В результате были закрыты четыре полнофункциональных дилерских центра марок. Их дальнейшая судьба пока не известна, по данным участников рынка, московский дилер СП «Бизнес Кар», рассматривавший возможность выхода на эти площадки, своим планам не последовал. В свою очередь у ГК «СЛК-Моторс», в прошлом одного из самых крупных дилеров Новосибирска с портфелем из 10 брендов, остался только Porsche.

Разрыв контракта

Напомним, что уже в декабре 2015 года «СЛК-Моторс» исчезла из общероссийского списка официальных дилеров на сайтах Toyota и Lexus. На тот момент в ООО «Тойота Мотор» (эксклюзивный дистрибьютор и импортер автомобилей Toyota и Lexus в России) не комментировали эту ситуацию, отмечая, что отсутствие той или иной компании в списках не говорит о расторжении дилерского договора. В самой «СЛК-Моторс» также отмечали, что компания продолжает работу в рамках действующих дилерских договоров.

Однако уже в январе 2016 года ситуация прояснилась. Как рассказала «КС» PR-менеджер ООО «Тойота Мотор» Наталья Астафьева, договоры уполномоченного дилера Toyota и Lexus между ООО «Тойота Мотор», ООО «СЛК-Моторс Барнаул», ЗАО «СЛК-Моторс Барнаул-Статус» и ЗАО «СЛК-Моторс» расторгнуты 14 февраля 2016 года. 16 и 17 февраля у салонов Toyota и Lexus ГК «СЛК-Моторс» в Новосибирске и Барнауле были демонтированы элементы внешней идентификации.

В «СЛК-Моторс» на текущий момент не комментируют сложившуюся ситуацию, но обещают сделать это позднее.

Причины расторжения договора дистрибьютор не называет. Согласно имеющимся данным, у дилера остались обязательства перед клиентами, которым не были поставлены автомобили. Речь идет о клиентах, которые внесли предоплату или оплатили полную стоимость автомобилей. В частности, по словам управляющего партнера общественной организации потребителей «Потребдозор» Антона Тихонова, с сентября по настоящее время в представляемую им организацию обратилось более 25 потребителей с вопросом просрочки поставки «СЛК-Моторс» транспортных средств. Соответствующие иски рассматриваются в судах Новосибирска. При этом, как отмечает «Потребдозор», шесть дел уже выиграно, а 24 находятся в производстве. В курсе этой ситуации и дистрибьютор Toyota. «Что касается обязательств, которые остались перед клиентами, мы выясняем этот вопрос», – ранее поясняли «КС» в ООО «Тойота Мотор». Тем временем в «Потребдозоре» настроены решительно. «С согласия потребителей «Потребдозор» составил и направил в правоохранительные органы и органы власти заявление с просьбой провести проверку на предмет присутствия в действиях руководства «СЛК-Моторс» составов преступлений», – пояснил Антон Тихонов.

В связи с закрытием салонов «СЛК-Моторс» новосибирским клиентам Toyota рекомендуется обращаться ко второму официальному дилеру марки – ГК «Автомир». По словам маркетолога «Тойота Центр Новосибирск Запад» Ксении Фроловой, компания также оказывает сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей Lexus. Что касается алтайских клиентов «СЛК-Моторс», то они смогут обращаться за обслуживанием к дилерам Toyota и Lexus в близлежащих городах Сибири.

Сделка за сделкой

Стоит отметить, что «СЛК-Моторс» является первым официальным дилером Toyota в Новосибирске. Действующий дилерский центр на улице Фрунзе был торжественно запущен в 2006 году в присутствии представителей местных властей, дистрибьютора марки и звезд московского шоу-бизнеса. Объем инвестиций в строительство «Тойота Центра» составил $18,5 млн. С учетом исторически сильных позиций в регионе Toyota по вторичному рынку и отсутствия других официальных дилеров марки в городе, «СЛК-Моторс» успешно удерживала свои позиции в Новосибирске. Этому способствовала и маржинальность бизнеса по Toyota (порядка 8–10%), которая оценивается другими участниками рынка как одна из самых высоких. Однако осенью 2013 года дистрибьютор объявил конкурс на право быть вторым официальным дилером марки. Вопреки соседнему Красноярску, где тендер выиграл действующий партнер, в Новосибирске право представлять Toyota получил московский «Автомир». Более того, не дождавшись окончания строительства полнофункционального салона на Станционной, «Автомир» уже в декабре 2014 года запустил временный салон для марки Toyota на проспекте Энергетиков. Такая практика мало распространена дистрибьютором и, по словам участников рынка, должна была быть обусловлена вескими причинами. В качестве таковых автодилеры называли желание дистрибьютора как можно быстрее вывести на рынок альтернативного партнера по марке. После запуска второго дилера доля «СЛК-Моторс» начала уменьшаться, и вскоре больше половины всего объема реализации марки стала приходиться на «Автомир». Сдерживало продажи и непростое финансовое положение компании.

Анализируя ситуацию с «СЛК-Моторс», нельзя не отметить, что на протяжении последних лет группа компаний проводила политику по оптимизации портфеля представляемых брендов. В 2015 году «СЛК-Моторс» продала бизнес по бренду Hyundai, в 2014-м был расторгнут дилерский договор с Nissan и Audi, а еще годом ранее закрылись салоны Ford, Volvo, Lada и Mitsubishi. Таким образом, в портфеле группы компаний оставались только бренды Toyota, Lexus и Porsche. В 2016 году, как уже было сказано, черед дошел до вышеупомянутых японских марок.

О сложной ситуации вокруг дилерских центров Toyota и Lexus в Новосибирске стало известно в конце 2015 года. Высокая закредитованность и наблюдавшийся на тот момент дефицит оборотных средств, по словам сотрудников компании, привели к тому, что была пройдена так называемая точка невозврата, и путей реабилитации бизнеса по Toyota и Lexus уже не оставалось. Параллельно «СЛК-Моторс» вместе со своей командой покинул Илья Суставов, который занимал пост управляющего директора Toyota и Lexus в Новосибирске. Усугубляло ситуацию и наличие непогашенных обязательств перед клиентами Toyota. Речь идет об автомобилях, оплаченных покупателями, но не поставленных им. По имеющимся данным, их совокупная стоимость составляла порядка 20 млн рублей. В похожей ситуации в свое время в 2009 году оказалась группа автодилерских предприятий Андрея Соловьева, представлявшая Audi, Porsche и Skoda, а также еще более крупный игрок рынка – «Автолэнд-Сибирь».

В результате уже к концу 2015 года группа компаний вернулась к рассмотрению возможности продажи бизнеса. Стоит отметить, что варианты такого сценария развития событий рассматривались и раньше. Причем в качестве потенциальных покупателей чаще всего фигурировали другие сибирские официальные дилеры Toyota. По информации источников, близких к «СЛК-Моторс», в разное время переговоры велись с группой компаний «Крепость» (официальный дилер Toyota, Lexus в Красноярске) Александра Кангуна, группой компаний «Авто Плюс» (официальный дилер Toyota, Lexus в Екатеринбурге и Омске) Павла Шестопалова, однако до продажи бизнеса ни в одном из этих случаев ситуация не доходила. В конце 2015 года, по данным источников «КС» в барнаульском авторитейле, активные переговоры стали вестись с главой Алтайского завода агрегатов Вячеславом Кривашиным. Получить его комментарии не удалось. Вместе с тем, по данным участников рынка, предполагалось, что он не только мог бы выкупить активы компании, а также с дисконтом ее кредиторскую задолженность между ключевыми кредиторами – банками ФК «Открытие» и «Левобережный», а также решить вопрос с клиентами. По оценкам участников рынка и аналитиков, приблизительная стоимость сделки могла составлять порядка 1–1,2 млрд рублей. Руководить новым холдингом должен был бывший управляющий директор «СЛК-Моторс» Илья Суставов. В свою очередь у прежнего акционера группы компаний – Натальи Ждановой – в такой конфигурации остался бы только бизнес по бренду Porsche. Напомним, что осенью 2015 года компания вопреки экономической ситуации торжественно запустила полнофункциональный салон немецкой марки на Бердском шоссе.

Однако в итоге уже к концу года стало известно о том, что сделка по возможной продаже компании сорвалась. Источники «КС», близкие к компании, называли три ключевые версии событий. Согласно одной из них, кандидатуру нового потенциального собственника не поддержало российское представительство Toyota и Lexus, мотивируя это отсутствием у него опыта работы в сфере автодилерского бизнеса. Согласно еще одной версии, не удалось договориться с одним из кредиторов – банком «Левобережный». И наконец, по третьей версии, финальное слово было за гендиректором «СЛК-Моторс» Натальей Ждановой, которая, оценив конфигурацию итоговой сделки, приняла решение отказаться от ее реализации в том числе в силу того, что хотела сохранить оперативное управление компанией.

Одновременно с этим появилась информация о новом покупателе активов «СЛК-Моторс». Речь шла о московской компании СП «Бизнес Кар». Она является крупнейшим официальным дилером Toyota в России, а ее основным акционером является сама компания Toyota. Среди городов Сибири СП «Бизнес Кар» официально представлена только в Кузбассе. Предполагалось, что СП «Бизнес Кар» может стать новым официальным дилером Toyota и Lexus в Новосибирске и Барнауле уже с 16 февраля 2016 года. В ООО «Тойота Мотор» не подтверждали и не опровергали эту информацию. «Что касается возможности открытия нового партнера: продолжим внимательно следить за развитием автомобильного рынка Барнауле и Новосибирске наряду с остальными регионами России», – поясняла «КС» Наталья Астафьева.

Вместе с тем, с учетом того, что движений в этом направлении со стороны СП «Бизнес Кар» не последовало, это, по мнению участников рынка, дало все основания предполагать, что от своих первоначальных намерений она отказалась. Впоследствии об этом уже говорило большинство участников рынка, близких к «СЛК-Моторс». В свою очередь исполнительный директор и совладелец СП «Бизнес Кар» Илья Пименов пояснил «КС», что у него нет комментариев по этой теме, а в январе отмечал, что решение о выходе в Новосибирске и Барнауле на тот момент еще не было принято.

Таким образом, дальнейшая судьба дилерских центров неизвестна. На текущий момент они закрыты, элементы внешней корпоративной идентификации 16 и 17 февраля с них также сняты. Во многом дальнейшая ситуация будет определяться действиями банков-кредиторов – банка ФК «Открытие», «Левобережного» и ВТБ. Получить их комментарии на текущий момент не удалось. По мнению участников рынка, вероятным путем дальнейшего развития ситуации может стать банкротство ЗАО «СЛК-Моторс» и введение в компании в течение ближайших месяцев процедуры наблюдения. В этом случае кредиторы могут претендовать на дилерские центры компании в Новосибирске и Барнауле. По информации источников «КС», близких к кредиторам, на здания компании уже сейчас есть потенциальный спрос. Таким образом, с учетом того, что здания были построены под Toyota и Lexus, а тендер по Новосибирску и Барнаулу дистрибьютор марки так и не объявил, логично предположить, что наиболее вероятным сценарием будет являться «возрождение» на этих площадках прежних брендов, но уже с новым собственником. По данным «КС», одним из активных участников переговоров является действующий дилер Toyota в Новосибирске – «Автомир». Также по словам источников, близких к «СЛК-Моторс», рассматривается еще один независимый игрок без опыта работы с марками Toyota и Lexus. Также не стоит сбрасывать со счетов и тех участников рынка, которые ранее претендовали на активы «СЛК-Моторс». Важным аспектом, который окажет влияние на выбор партнера, будет являться готовность потенциального дилера решить вопрос с клиентами «СЛК-Моторс», которым не выдали автомобили, так как именно они на сегодня стали ключевыми заложниками этой истории.

Александр Резников, «Континент Сибирь»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами