Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Авторынок Европы откатился на 17 лет
Но Россия все равно не смогла обогнать Германию
Европейский авторынок достиг минимума за последние 17 лет, снизив продажи на 7,8%. Больше всего машин продано в Германии, где стагнация не столь заметна (падение на 2,9%), и России, которой, несмотря на рост на 11%, так и не удалось обогнать лидера продаж в Европе. При этом большинство европейских брендов тоже смогли добиться в России хорошего роста, но, по мнению дилеров и аналитиков, даже на фоне падения в Европе автоконцерны не будут смещать квоты на поставку автомобилей и маркетинговые бюджеты в пользу России. Одной из причин для этого станет утилизационный сбор, введенный осенью.
Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в Европе за 2012 год. Авторынок сократился на 7,8%, до 12,53 млн машин. Это худший результат за последние 17 лет. Больше всего машин было продано в Германии, но и там объем продаж снизился на 2,9%, до 3 млн автомобилей. На втором месте Великобритания, где рынок вырос на 5,3%, до 2 млн машин. Третье место заняла Франция, где продано 1,8 млн автомобилей, но падение составило почти 14%. Хуже всего машины в 2012 году продавались в серьезно пострадавших от кризиса Греции и Португалии – там падение составило 40,1% и 37,9% (до 58,4 тыс. и 95,2 тыс. автомобилей) соответственно.
Отрицательная динамика продаж в Европе наблюдалась у большинства автопроизводителей. Например, продажи Volkswagen (он остался лидером рынка) снизились на 1,6%, до 2,9 млн машин. Продажи Peugeot и Citroen упали на 12,9%, до 1,4 млн автомобилей. Renault удалось продать 1 млн автомобилей – на 19,1% меньше, чем в 2011 году. На 16,1%, до 779,6 тыс. машин, упали продажи Fiat. На этом фоне итоги российского авторынка в прошлом году выглядят значительно лучше. Несмотря на снижение темпов роста (10,6%), Россия по объему продаж автомобилей (2,93 млн) сохранила второе в Европе, почти догнав Германию. При этом продажи большинства популярных марок выросли в среднем на 15–30%, например Renault увеличил их на 23%, а Volkswagen – на 40%. Устойчивый рост в России показывают продажи премиальных брендов, например, продажи BMW вросли на 33%, Audi – на 44%, а Mercedes – на 29%. В Европе, напротив, продажи дорогих автомобилей снижаются или показывают низкий рост – продажи Mercedes и BMW упали на 1,8%, Audi удалось увеличить их всего на 3.1%.
«В этом году рост российского рынка еще более замедлится, вполне вероятно и снижение, хотя для европейских автопроизводителей на фоне общей стагнации в Европе он остается одним из самых привлекательных»,– отмечает Михаил Пак из «Атона». Но он уверен, что автоконцерны не станут перераспределять маркетинговые бюджеты и стоки из Европы в Россию, продавая здесь автомобили в первую очередь внутренней сборки, поскольку «это маржинальнее, а многие продукты, производимые здесь, ориентированы именно на Россию».
С этим согласны и дилеры. «Собственный рынок всегда будет в приоритете для европейских производителей, потому что, даже несмотря на снижение продаж, он наиболее стабилен с точки зрения покупательской способности населения»,– подчеркивает президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов. Он отмечает, что «даже, хотя продажи в России в январе находятся на уровне прошлого года, квоты на поставку автомобилей иностранными автоконцернами сейчас ниже». Он объясняет ситуацию не только прогнозами замедления рынка, но и тем, что иностранные автопроизводители «хотят создать в первые три месяца нового года дефицит машин, чтобы потом сыграть на повышении цен и ажиотажном спросе». Однако, подчеркивает господин Попов, это «краткосрочная стратегия, а глобально перераспределять европейские мощности и объемы в пользу России никто не будет, это связано со значительными дополнительными издержками».
В Renault говорят, что Россия всегда была для компании «ключевым рынком», что подтверждает покупка контрольного пакета АвтоВАЗа и масштабное расширение мощностей. «Мы верим, что в перспективе Россия обгонит Германию по объему продаж, к 2016 году российский рынок совокупно с СНГ выйдет на 4 млн автомобилей, а именно в России будет продаваться 3,5 млн машин»,– говорят в Renault. Однако в компании подчеркивают, что «перераспределение объемов поставок и маркетинговых бюджетов не соответствует стратегии Renault», поскольку автоконцерн «ориентируется на внутреннее производство». В «Фольксваген груп рус» тоже говорят, что «не планируют перераспределять поставки из Европы в пользу России». «Это возможно локально по каким-либо конкретным моделям, так было и в прошлом году, но глобально этого происходить не будет – Россия один из главных рынков для Volkswagen, и планирование поставок и производства изначально исходит из этого»,– подчеркивают в компании.
«В Европе сложно ожидать роста в ближайшее время, одна из причин этого – снижение объемов производства, загрузка мощностей автозаводов в большинстве стран ЕС ниже 60–70%, только в Германии и Великобритании она превышает 80%, поэтому, даже если спрос начнет восстанавливаться, заводы не успеют сразу выйти на высокий объем производства, а значит, небольшого роста можно ожидать только в 2014 году»,– считает старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. По его оценкам, Россию в этом году ждет небольшой рост или нулевая динамика. «При этом если в Германии продажи продолжат падать, то в следующем году при небольшом росте мы можем догнать ее и стать крупнейшим рынком Европы»,– говорит эксперт. Тем не менее он согласен, что европейские автоконцерны вряд ли перераспределят поставки и объемы производства из Европы в Россию, отмечая, что «этому помешает в том числе утилизационный сбор».
Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?