Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Авторынок дал задний ход
Продажи машин в России начали падать
Впервые за три года российский авторынок начал падать. В марте снижение продаж составило 4%. Дилеры говорят об общем насыщении рынка новыми машинами и выходе его на плато, объясняя волатильность сезонными факторами и манипуляциями со статистикой, не поддержанными реальным спросом.
Продажи новых легковых автомобилей и LCV в России в марте, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 4%, до 244 тыс. машин. Это произошло впервые за три года — в последний раз падение наблюдалось в марте посткризисного 2010 года. Теперь снижение показывает большинство марок. Лидер рынка АвтоВАЗ уменьшил продажи на 7% — до 40,4 тыс. машин (об этом “Ъ” рассказывал 3 апреля). На 19% упала Nissan, на 15% — Volkswagen, на 11% — Ford, на 10% — Chevrolet. В результате все они также немного уменьшили свои доли на рынке. Самое сильное падение (на 34%) среди популярных марок произошло у Daewoo и Citroen, Mazda и Peugeot снизили продажи на 29% каждая.
Хороших результатов удалось добиться Renault, которая осталась лидером рынка среди иномарок и увеличила продажи на 16%, до 7,9 тыс. машин. Рост на 10% показала Kia. Лучшую динамику продаж (рост на 66%) среди популярных марок продемонстрировала Mitsubishi, которой удалось продать 9,1 тыс. автомобилей. Марки премиального сегмента (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus) тоже показывают стабильный рост продаж.
Резкое замедление роста российского авторынка началось с осени 2012 года — в сентябре многие популярные бренды увеличили продажи в среднем на 10–15%, а несколько известных марок впервые после кризиса показали падение. Одной из основных причин общего замедления рынка стало падение продаж бюджетного сегмента. В конце прошлого года и январе его удалось временно замедлить, в первую очередь за счет скидочных акций.
Но в марте сегмент снова просел. Например, продажи Lada Kalina упали на 42%, Priora — на 35%. Renault Logan было продано на 30% меньше, Chevrolet Niva — на 21%. Продажи Volkswagen Polo сократились на 17%, Daewoo Nexia — на 39%, Opel Astra — на 35%.
Автопроизводители традиционно объясняют снижение продаж «общим замедлением спроса», а также обновлением модельного ряда. Например, в GM говорят, что «после нескольких лет сильного роста неизбежны коррекция и стабилизация». «В начале года рынок рос за счет спецпредложений и акций при распродаже стоков автомобилей»,— отмечают в автоконцерне. Сейчас, уверяют в GM, у него стоки «полностью соответствуют спросу», поскольку замедление рынка учитывалось при планировании на этот год.
Дилеры тоже видят ключевую причину падения именно в «значительном удовлетворении спроса» за два года активного роста. По словам директора дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаила Жмакова, «рынок стал насыщаться». «Почти все машины, которые встречаешь на улице,— новые,— поясняет дилер.— Люди ждут дешевых новинок, в специальных комплектациях и по специальным ценам». Он подчеркивает, что сейчас сложно привлечь клиента только скидками, он хочет «абсолютно все: и новинку, и скидку, и минимальную цену изначально». Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая согласна: авторынок «достиг своего апогея — теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг». Дилер признает, что продажи бюджетных автомобилей и машин класса С «серьезно проседают», объясняя это смещением спроса в пользу дешевых кроссоверов, причем в начале года тенденцию усиливают погодные условия. Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко согласен со значимостью сезонного фактора, например в свете необходимости одновременной покупки зимних шин, которые удорожают приобретение на 30–40 тыс. руб.
Ряд дилеров говорит и о «коррекции после завышения данных о продажах в конце 2012 года». Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов считает, что автоконцерны «серьезно переоценили спрос в России на этот год». По оценкам дилера, в зависимости от марки это завышение составляет 5–25%. По мнению источников “Ъ” на рынке, одна из причин в том, что дилеры в конце 2012 года отчитывались перед автопроизводителями не по фактическим продажам, чтобы получить бонусы. «В результате как проданные учитывались лишь законтрактованные автомобили, что привело к искажению статистики и планов»,— поясняет один из собеседников “Ъ”. Михаил Жмаков говорит, что многие дилеры могли показывать продажи больше фактических и в начале 2013 года, а сейчас ведут переговоры с производителями, чтобы снизить планы продаж и получать гарантировано бонус. По оценкам господина Жмакова, в первом полугодии авторынок ждет стагнация, во втором — «небольшой рост». По мнению дилера, в целом по году рост составит до 5%. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что в ближайшие месяцы улучшения на рынке не произойдет, он будет падать, во втором квартале ситуация может стабилизироваться и рынок выйдет на 2% роста.
Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?