Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Автопром просит льготных кредитов
Но правительство пока не нашло на это денег
Правительство готово рассмотреть возможность реанимации программы льготного автокредитования после получения итогов продаж в первом квартале этого года, хотя денег на это в бюджете нет. Возобновление программы в конце 2013 года активно лоббировали автозаводы и дилеры. Но здесь интересы участников рынка расходятся. Дилеры хотят увеличить минимальную стоимость машин, которые продаются по программе, до 1 млн руб. Но отечественные автопроизводители считают, что порог нужно оставить на прежнем уровне 750 тыс. руб.
Правительство может возобновить программу льготного автокредитования, если продажи автомобилей в первом квартале 2014 года будут снижаться, сообщил вчера на совещании у Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович. Предыдущая программа госсубсидирования автокредитов, которая действовала с июля по декабрь 2013 года, по словам господина Дворковича, помогла поддержать автопроизводство в стране. До ее введения спад выпуска автомобилей в 2013 году оценивался в 7–8%, но в итоге он составил лишь 1,8%. По словам господина Дворковича, за шесть месяцев было выдано около 260 тыс. льготных кредитов (то есть в рамках программы было реализовано около 9% от всех проданных в России в 2013 году легковых автомобилей), 80% из них – на покупку машин российской сборки.
Из каких источников будет финансироваться новая программа, и когда она может вступить в силу, пока не ясно. Представитель Аркадия Дворковича заявила “Ъ”, что решение будет приниматься только после итогов продаж в первом квартале и консультаций с Минпромторгом. В министерстве пояснили “Ъ”, что «окончательных решений о продолжении программы не принято и бюджетных ассигнований не предусмотрено».
Предыдущую программу льготного автокредитования предлагалось продлить как минимум до апреля или до конца 2014 года и продать около 489 тыс. машин.
В ее рамках можно было купить легковой автомобиль или LCV не дороже 750 тыс. руб. и первоначальном взносе не менее 15%. Государство субсидировало банку, выдающему автокредит, часть процентной ставки (2/3 ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 8,25%). Но правительство досрочно закончило программу 31 декабря 2013 года, когда было продано на 15% больше автомобилей, чем планировалось. На финансирование кредитов до 2016 года потребуется около 8 млрд руб. В 2013 году портфель автокредитов вырос на 19% – до 970 млрд руб., по данным консалтинговой компании Frank Research Group, но объем кредитов с июля по декабрь оказался на 9% ниже из-за падения авторынка. Спад мог быть существеннее, отмечает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов, субсидирование дало прирост продаж на 10–15%.
Источники “Ъ” на рынке говорили, что одна из основных причин завершения программы – «нехватка бюджетных средств». Они добавляли, что «деньги могут потребоваться и на другие, более адресные меры поддержки автопрома». Но «правительство в декабре вело консультации с участниками рынка и зарезервировало возможность ее продолжения», говорит один из собеседников “Ъ”. В этом случае, отмечает другой источник, ее параметры будут примерно такими же – около 250 тыс. машин, на что может потребоваться еще около 8 млрд руб. Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР; объединяет АвтоВАЗ, «Соллерс», группу ГАЗ и другие компании) Игорь Коровкин сообщил “Ъ”, что организация «полностью поддерживает продление программы».
Источники “Ъ” среди автодилеров тоже говорят, что крупнейшие игроки рынка «не раз заявляли о целесообразности продления программы», но дилеры предлагают повысить максимальную стоимость машин, которые участвуют в программе, до 1 млн руб., так как спрос смещается на более дорогие автомобили. По данным «Автостата», по итогам трех кварталов 2013 года максимальный рост продаж (15,5%) показал ценовой диапазон $25–35 тыс., находящийся за пределами программы, а продажи машин с ценой $15–20 тыс. и менее $15 тыс. упали на 7,4% и 19,7% соответственно. В ОАР, напротив, считают, что «поднимать порог стоимости автомобилей, участвующих в программе, не стоит». Источники “Ъ” отмечают, что «программа нацелена в первую очередь на поддержку продаж АвтоВАЗа, “Соллерса” и группы ГАЗ, если же поднять планку, то это будет стимулировать более дорогие бренды».
Увеличение стоимости автомобилей с 750 тыс. до 1 млн руб. повысит количество попадающих в программу машин на 60%, считают в Raiffeisenbank. По словам исполнительного директора компании «Рольф-финанс» Виталия Павловского, после старта программы льготного автокредитования число автомобилей, продаваемых в кредит, выросло с 40% до 50%. «Но дилерам эта программа выгодна и потому, что кредитный лимит позволяет покупателю взять более богатую комплектацию, купить сервисный договор и страховку, прибыль от продажи больше»,– отмечает он. По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», «если программа возобновится, то эффект будет незначительный и рынок, скорее всего, будет на уровне 2013 года».
Егор Попов, Роман Кондратьев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?