Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Автопром поддержали еще на три месяца
Государство выделит 12,9 млрд рублей
Правительство решило продлить на 2015 год госпрограмму утилизации автомобилей, которая осенью замедлила падение авторынка, и выделить на нее еще 10 млрд руб. Также 2,9 млрд руб. будет выделено и на завершение программы в этом году, так как автопром уже выбрал весь объем субсидий. Автопроизводители довольны решением, но опасаются, что новые субсидии будут также выбраны очень быстро и рынок опять начнет падать. Эксперты предупреждают, что отложенный спрос уже реализован и 2015 год будет сложным и при господдержке отрасли.
Вчера Дмитрий Медведев провел в Набережных Челнах совещание о мерах поддержки российского авторынка, который падает уже более полутора лет. Главной интригой было продление госпрограммы утилизации автомобилей, которая стартовала в сентябре и замедлила падение с 20% в сентябре до 10% в октябре. По итогам совещания глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что государство продлит программу в 2015 году, из антикризисного фонда бюджета выделят 10 млрд руб. Условия останутся прежними – скидки 40–350 тыс. руб. при утилизации старой машины или сдаче ее в trade-in. На первую часть программы осенью тоже выделялось 10 млрд руб., но источники “Ъ” на рынке говорили, что «этих денег может не хватить». Вчера это подтвердилось: господин Мантуров заявил, что решено добавить еще 2,9 млрд руб. на завершение программы в 2014 году. По оценкам Минпромторга, доход бюджета от программы до конца года составит 12,5 млрд руб. Кроме того, в 2015 году автопром получит поддержку через субсидии на сумму около 3 млрд руб. для муниципальных закупок газомоторной и гибридной техники для ЖКХ.
Продление программы «вполне предсказуемо и логично», отмечают источники “Ъ” среди автопроизводителей, «вопрос был в том, будет ли это сделано сегодня или инициативу направят на проработку». Один из собеседников “Ъ” замечает, что утилизация зарекомендовала себя как одна из наиболее эффективных мер еще в 2010–2011 годах и «было бы странно не пролонгировать ее даже на фоне экономии бюджета». Ту программу также продлевали, она в итоге обошлась бюджету в 30 млрд руб. По словам Дениса Мантурова, в рамках текущей программы уже продано 146 тыс. машин, а с учетом дополнительных 2,9 млрд руб. продажи могут увеличиться до 200 тыс. штук. По подсчетам Минпромторга, выделенные 10 млрд руб. на 2015 год могут обеспечить еще около 170 тыс. проданных автомобилей.
Источники “Ъ” на рынке отмечают, что выделение дополнительных 2,9 млрд руб. «было практически неизбежно», поскольку автопроизводители реализуют программу на свои средства и многие «уже превысили изначально заложенные квоты». 21 октября участие в программе приостановил АвтоВАЗ, но через неделю возобновил прием заявок – источники “Ъ” тогда говорили, что такое решение «не могло быть принято без гарантии выделения дополнительных средств». При этом, подчеркивают собеседники “Ъ”, многие автоконцерны реализуют программу на заемные деньги и «не вернуть их в срок нельзя». Денис Мантуров 13 ноября рассказывал “Ъ”, что государство постарается начать компенсацию затрат автозаводов уже к началу этого месяца.
Официально опрошенные “Ъ” автопроизводители и дилеры говорят, что «удовлетворены» решением, которое позволит планировать участие в программе на следующие месяцы. Nissan сегодня должен объявить о продлении участия в программе в декабре с Teana и Almera. Гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая считает продление эффективной мерой, но замечает, что даже с его учетом «первые кварталы 2015 года будут очень сложными» из-за слабеющего спроса.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что в первом квартале 2015 года рынок с учетом девальвации рубля и сильного первого квартала этого года «будет в минусе» – даже с учетом программы утилизации. Он отмечает, что в 2015 году рынок «в принципе будет чувствовать себя плохо»: почти весь отложенный спрос реализуется в текущем году, а цены постепенно повысятся (в среднем примерно на 10%). В этом году без господдержки, подсчитал эксперт, рынок сократился бы более чем на 15%, но с ее учетом он ожидает падения на 12–13%.
Егор Попов; Яна Циноева, Набережные Челны, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.