Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Автопродажи потеряли четверть
Рынок вернулся в 2009 год
Российский авторынок в январе обрушился до уровня кризисного 2009 года – продажи новых машин упали на 24%, до 115 тыс. штук. Столь негативный результат не стал неожиданностью: после ажиотажного спроса в декабре 2014 года в январе отрасль ждала неизбежной ямы. Но на фоне стагнации экономики прогнозы экспертов на год все мрачнее: PricewaterhouseCoopers ждет падение автопродаж на 35%, а ряд крупных иностранных игроков может уйти с российского рынка уже осенью.
В январе рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 24,4%, до 115,4 тыс. машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Резкому обвалу предшествовал спровоцированный ослаблением рубля ажиотажный спрос в декабре. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заявил вчера, что после декабрьской «вечеринки» в январе у автопроизводителей наступило «горькое похмелье». Продажи шли даже хуже, чем в январе кризисного 2009 года, когда, по данным АЕБ, было продано 118 тыс. машин.
Объем продаж лидера рынка АвтоВАЗа упал на 26%, до 17,5 тыс. машин, что сопоставимо с уровнем января 2010 года, когда автоконцерны показывали уже настоящие антирекорды. Тогда результаты АвтоВАЗа называли «худшими за все время кризиса» и предрекали вероятность кассового разрыва. Но ряд игроков, например Chevrolet и Ford, продали в январе 2010 года заметно больше машин, чем в прошлом месяце, хотя тогда еще не было госпрограммы утилизации, а в январе 2015 года эта мера поддержки работала пять месяцев подряд. Теперь продажи GM (Opel, Chevrolet, Cadillac) упали почти на 70%, до 4,2 тыс. машин, доля рынка концерна упала на 5,4 п. п., до 3,6%. Спрос на Ford упал на 57%, до 1,8 тыс. машин, его доля сжалась на 1,2 п. п., до 1,6%.
По мнению Йорга Шрайбера, особенность нынешнего обвала в том, что запасы машин по прошлогодним ценам были распроданы раньше обычного, а новые цены из-за курсовых колебаний резко выросли. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), цены с сентября 2014 года к середине января 2015 года больше всего подняли бренды компаний США, продажи которых в итоге сильно упали,– Opel (рост цен в среднем на 56%), Chevrolet (на 52%), Ford (на 45%). Японские компании подняли цены в пределах 25%, европейские бренды (Volkswagen, BMW, Audi, Land Rover) – на 15-20%. Корейские марки, продолжая захват рынка, увеличили цены в пределах 15%: Hyundai – на 7%, Kia – на 14%. Но вчера Kia Motor Rus объявила о росте стоимости на продукцию на 20-180 тыс. руб.
Усугубить ситуацию на авторынке может и резкий рост стоимости владения автомобилем в России на фоне возросших ставок по кредитам, увеличения цен на топливо, страховку, техобслуживание и т. д. По данным PwC, в январе эксплуатация автомобиля В-класса обходилась в 223 тыс. руб. в год, гольф-класса – в 335 тыс. руб., бизнес-класса – в 680 тыс. руб., внедорожника ценой до 3 млн руб.– в 634 тыс. руб., а дороже всего будет содержание полноразмерного внедорожника ценой выше 3 млн руб.– 1,17 млн руб. в год.
Базовый прогноз PwC на 2015 год оказался самым пессимистичным: падение рынка на 35%, до 1,5 млн машин (АЕБ обещала спад 25%). Импорт, считают в PwC, может упасть более чем вдвое, продажи локализованных иномарок – на 33%, а продукции российского автопрома – на 10%. При этом сценарии восстановления рынка до уровня 2012 года (2,8 млн машин) возможны в перспективе к 2020 году. При этом из данных PwC следует, что рынок в РФ сейчас не приносит иностранным концернам таких объемов продаж, чтобы всерьез за него бороться. Например, доля российских продаж от общих объемов выпуска Ford – лишь 1%, у GM и Toyota – 1,9%, у Volkswagen – 2,4%. Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко полагает, что если ситуация пойдет по базовому прогнозу, то из России начнут уходить производители, не имеющие здесь производства и с низкой долей российских продаж в общем объеме. Такие решения будут принимать по итогам 2014 года или по итогам первого квартала 2015 года, рассуждает эксперт, а сворачивать продажи – уже в третьем или четвертом квартале.
Яна Циноева, Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?