Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Автокредиты соблюли дистанцию
Вслед за продажами машин падает выдача займов на них
Рынок автокредитования затормозился вслед за авторынком, продажи на котором сокращаются с марта. В мае—июне банкиры столкнулись с падением выдачи кредитов на приобретение автомобилей. Участники рынка надеются, что реанимировать спрос в этом сегменте сможет программа льготного автокредитования, старт которой намечен на июль.
По данным Frank Research Group, в мае на рынке автокредитования произошел перелом тенденции. Если с начала года он ежемесячно показывал увеличение темпов роста (в январе прирост портфеля автокредитов составил 0,36%, в феврале — 0,98%, в марте — 1,46%, в апреле — 2,27%), то в мае рост серьезно замедлился, составив 1,52% за месяц. Всего в январе—мае объем автокредитов увеличился на 6,38%, до 867 млрд руб.
Схожую тенденцию отмечают и в бюро кредитных историй (БКИ). Так, по данным БКИ «Эквифакс кредит сервисиз» (входит в тройку лидеров рынка), в мае число выданных автокредитов сократилось по сравнению с апрелем на 17,9%, в июне по сравнению с маем — на 24,6%. Банкиры также фиксируют падение спроса на автокредиты. «Последние два месяца были очень плохими с точки зрения продаж»,— говорит вице-президент Кредит Европа банка Ильсур Гибадуллин. По словам вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, хотя портфель автокредитов у ВТБ 24 не сокращается, темпы роста заметно замедлились.
Причина столь резкого пике, по мнению банкиров, в падении продаж на автомобильном рынке. По статистике Ассоциации европейского бизнеса, спрос на новые легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт начал замедляться с начала года, но если в январе—феврале продажи все же росли, то в марте они упали на 4% впервые за три года (см. “Ъ” от 9 апреля). В апреле—мае падение продолжилось, и в результате к 1 июня продажи снизились на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. «На примере автодилеров мы видим, что спрос сократился: в прошлом году в салонах была нехватка машин, теперь избыток,— говорит зампред правления Абсолют-банка Иван Анисимов.— Видно это и по продажам стоковых моделей: раньше автомобили прошлых сезонов расходились уже в марте, в этом году распродажи идут до сих пор».
Еще одной причиной замедления автокредитования стало изменение поведения населения. Заемщики стали менее активно интересоваться автокредитами в том числе и потому, что это долгосрочные ссуды (три-пять лет), на которые многие потенциальные клиенты банков не решаются из-за неуверенности в собственных заработках, стабильности курса рубля и ситуации в экономике, полагает Иван Анисимов. «Сказывается и ситуация на рынке труда: найти высокооплачиваемую работу в частных компаниях довольно сложно, а основной спрос на автокредиты генерируют по большей части работники частного сектора, а не бюджетники»,— добавляет главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
Впрочем, у банкиров все же остается надежда на восстановление спроса на автокредиты. «Мы рассчитываем, что продажи подстегнет госпрограмма льготного автокредитования, по которой из бюджета будет субсидироваться часть процентной ставки (в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ; сейчас — 8,25%)»,— говорит Алексей Токарев. Сейчас средняя ставка по автокредиту около 16%, после запуска программы она будет на уровне 10,5%, уточняет Ильсур Гибадуллин. Если же программа по каким-то причинам не будет запущена или ее отложат (стартовать она должна уже в июле), начнется жесткая конкуренция за заемщика с помощью различных спрецпредложений, снижения или отмены первого взноса и так далее, полагает господин Гибадуллин. Возможен и другой вариант. «Чтобы компенсировать замедление темпов роста в автокредитовании, банки станут более активно выдавать другие виды ссуд,— полагает господин Токарев.— Например, кредиты наличными, карточные продукты и другие».
Нина Власова, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.