Декоративное изображение
2 292

Поделиться

Автокредиты соблюли дистанцию

Вслед за продажами машин падает выдача займов на них

Рынок автокредитования затормозился вслед за авторынком, продажи на котором сокращаются с марта. В мае—июне банкиры столкнулись с падением выдачи кредитов на приобретение автомобилей. Участники рынка надеются, что реанимировать спрос в этом сегменте сможет программа льготного автокредитования, старт которой намечен на июль.

По данным Frank Research Group, в мае на рынке автокредитования произошел перелом тенденции. Если с начала года он ежемесячно показывал увеличение темпов роста (в январе прирост портфеля автокредитов составил 0,36%, в феврале — 0,98%, в марте — 1,46%, в апреле — 2,27%), то в мае рост серьезно замедлился, составив 1,52% за месяц. Всего в январе—мае объем автокредитов увеличился на 6,38%, до 867 млрд руб.

Схожую тенденцию отмечают и в бюро кредитных историй (БКИ). Так, по данным БКИ «Эквифакс кредит сервисиз» (входит в тройку лидеров рынка), в мае число выданных автокредитов сократилось по сравнению с апрелем на 17,9%, в июне по сравнению с маем — на 24,6%. Банкиры также фиксируют падение спроса на автокредиты. «Последние два месяца были очень плохими с точки зрения продаж»,— говорит вице-президент Кредит Европа банка Ильсур Гибадуллин. По словам вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, хотя портфель автокредитов у ВТБ 24 не сокращается, темпы роста заметно замедлились.

Причина столь резкого пике, по мнению банкиров, в падении продаж на автомобильном рынке. По статистике Ассоциации европейского бизнеса, спрос на новые легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт начал замедляться с начала года, но если в январе—феврале продажи все же росли, то в марте они упали на 4% впервые за три года (см. “Ъ” от 9 апреля). В апреле—мае падение продолжилось, и в результате к 1 июня продажи снизились на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. «На примере автодилеров мы видим, что спрос сократился: в прошлом году в салонах была нехватка машин, теперь избыток,— говорит зампред правления Абсолют-банка Иван Анисимов.— Видно это и по продажам стоковых моделей: раньше автомобили прошлых сезонов расходились уже в марте, в этом году распродажи идут до сих пор».

Еще одной причиной замедления автокредитования стало изменение поведения населения. Заемщики стали менее активно интересоваться автокредитами в том числе и потому, что это долгосрочные ссуды (три-пять лет), на которые многие потенциальные клиенты банков не решаются из-за неуверенности в собственных заработках, стабильности курса рубля и ситуации в экономике, полагает Иван Анисимов. «Сказывается и ситуация на рынке труда: найти высокооплачиваемую работу в частных компаниях довольно сложно, а основной спрос на автокредиты генерируют по большей части работники частного сектора, а не бюджетники»,— добавляет главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.

Впрочем, у банкиров все же остается надежда на восстановление спроса на автокредиты. «Мы рассчитываем, что продажи подстегнет госпрограмма льготного автокредитования, по которой из бюджета будет субсидироваться часть процентной ставки (в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ; сейчас — 8,25%)»,— говорит Алексей Токарев. Сейчас средняя ставка по автокредиту около 16%, после запуска программы она будет на уровне 10,5%, уточняет Ильсур Гибадуллин. Если же программа по каким-то причинам не будет запущена или ее отложат (стартовать она должна уже в июле), начнется жесткая конкуренция за заемщика с помощью различных спрецпредложений, снижения или отмены первого взноса и так далее, полагает господин Гибадуллин. Возможен и другой вариант. «Чтобы компенсировать замедление темпов роста в автокредитовании, банки станут более активно выдавать другие виды ссуд,— полагает господин Токарев.— Например, кредиты наличными, карточные продукты и другие».

Нина Власова, КоммерсантЪ

 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами