Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Автоконцерны ищут объезд утилизации
Правительство готово обсуждать варианты
Правительство продолжает искать пути решения спора с ВТО по поводу утилизационного сбора. Организация считает сбор «возможно, противоречащим» ее правилам и требует выравнять его условия для внутренних производителей и импортеров. Пока решений, как достигнуть компромисса, не принято. Но по данным источников “Ъ”, иностранные автоконцерны в 2012 году лоббировали отмену сбора для автомобилей, которые выпускаются в России с небольшой локализацией, при условии, что в будущем она будет увеличена. Кроме того, те, у кого есть крупное производство в России, просят отменить сбор для ряда своих импортируемых моделей.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил вчера на Гайдаровском форуме, что Россия готова «рассматривать возможности создания условий для создания утилизационных центров для зарубежных производителей», но это «займет какое-то время». Чиновник не пояснил, о каких именно «зарубежных производителях» идет речь и имеются ли в виду импортеры автомобилей в Россию, которые вынуждены платить утилизационный сбор. Но участники рынка, опрошенные “Ъ”, сходятся во мнении, что министр говорил об одном из вариантов компромисса между Россией и ВТО, члены которой считают утилизационный сбор «дискриминационным».
По данным источников “Ъ” на рынке, ряд иностранных автоконцернов еще в 2012 году лоббировали отмену сбора «для машин, которые производятся в России с небольшой локализацией под гарантии ее увеличения». Дело в том, что от уплаты сбора (под гарантии последующей «безопасной утилизации» машин) освобождаются те, кто выпускает автомобили в России в режиме промсборки или как минимум с окраской и сваркой кузова или кабины (гарантии можно давать только на модели российской сборки). В итоге, поясняют собеседники “Ъ”, сбор приходится платить, например, некоторым производителям грузовиков, таким как Volvo, и автобусов, а также легковых автомобилей, которые до сих пор ведут крупноузловую сборку. «Речь идет о том, чтобы освободить производителя от уплаты сбора “авансом”, если, например, он обязуется в будущем начать сварку и окраску кабины или кузова и подпишет соответствующее соглашение»,– говорит один из источников “Ъ”.
Кроме того, уверяют собеседники “Ъ”, отмены сбора для ряда импортируемых моделей в 2012 году пытались добиться иностранные автоконцерны, у которых есть крупное производство в России. «Они мотивировали это наличием мощностей и локализованного производства, что дает им возможность гарантировать утилизацию импортируемых машин»,– говорят собеседники “Ъ”. Один из них уточняет, что подобное послабление активно лоббировал Volkswagen, которому интересно ввозить без сбора в Россию LCV и микроавтобусы. «Но концерн тогда не определился, кто именно будет гарантировать утилизацию под импорт – российское юрлицо, мировой автоконцерн или дилер»,– поясняет собеседник “Ъ”. В Volkswagen ситуацию не комментируют.
Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года постановлением правительства. Официально сбор вводился для защиты экологии, но в первую очередь он компенсирует снижение пошлин на автомобили, которое произошло после присоединения России к ВТО. Размеры сбора для новых легковых машин составляют 17,2–110 тыс. руб., подержанных – 106–700,2 тыс. руб. Для новых грузовиков они составляют 75–450 тыс. руб., для подержанных – от 132 тыс. до 1,7 млн руб. Другие члены ВТО, и в первую очередь представители ЕС (включая еврокомиссара по торговле Карела Де Гюхта), сразу заговорили о том, что мера может противоречить нормам организации. В конце ноября на совете ВТО по торговле товарами представитель ЕС пожаловался на «всплеск» применяемых РФ в рамках ВТО «протекционистских мер» и назвал сбор «возможно, противоречащим правилам ВТО». Его поддержали представители США и Японии.
В конце декабря министр экономики Андрей Белоусов заявил, что ЕС «в принципе не волнует» сам факт появления нового сбора в России и его уровень, европейская сторона хочет, «чтобы не было разницы между российскими производителями автомобилей и иностранными по части утилизационного сбора». Тогда министр говорил, что президент Владимир Путин поручил «в течение месяца» проработать выравнивание «уплаты утилизационного сбора российскими и иностранными компаниями». На днях глава департамента торговых переговоров Минэкономики Максим Медведков заявил, что все «претензии» по сбору пока «высказаны в рамках переговорной группы». «Оформлены они официально», но «жалоб в суд» ВТО пока нет. Вчера гендиректор ВТО Паскаль Лами отметил, что вопрос о сборе может быть «решен между Россией и другими членами ВТО дружеским образом, так, чтобы это не доходило до суда».
Однако пока каких-либо окончательных решений по механизмам «выравнивания» условий сбора не принято. Все источники “Ъ” подчеркивают, что пока ни одно из описанных выше предложений «не обсуждалось всерьез и тем более не вышло на уровень какой-либо инициативы, одобренной и выдвинутой профильными ведомствами». Михаил Пак из «Атона» говорит, что освобождение от уплаты сбора может быть интересно производителям грузовиков Volvo и MAN, которые планируют запустить завод в России в 2013 году. Кроме того, сейчас крупноузловую сбору легковых автомобилей ведет Derways и «Автотор», но автомобили последнего сбором не облагаются. «Правительство вполне может пойти на отмену уплаты сбора для производителей, которые хотят расширить производство, это может стать дополнительным стимулом для углубления локализации, как это раньше удалось сделать со льготами в рамках промсборки»,– отмечает аналитик. Он считает, что крупные автоконцерны, у которых есть производство в России, продолжат лоббировать отмену сбора для импортируемых моделей, так как, «учитывая плохие продажи в Европе, им может быть очень интересно перебрасывать сюда объемы по некоторым моделям».
Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?