Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 419
Поделиться
Автодилеры увеличили продажи из-за высоких скидок
Спецпредложения не находят продолжения
В январе российский авторынок обнадежил многих дилеров и экспертов: после замедления и стагнации продажи выросли на 5%. Однако это произошло в первую очередь благодаря активным скидочным акциям и спецпредложениям, на которые дилеры были вынуждены пойти, чтобы распродать скопившиеся под конец года большие стоки. Порой скидки оставляли продавцам лишь около 1% маржи. С завершением акций может завершиться и рост продаж.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей и LCV в России в январе. В прошлом месяце было продано 162 тыс. машин – на 5% больше, чем годом ранее. В АЕБ это считают «очень хорошим сигналом», поскольку все второе полугодие 2012 года динамика рынка замедлялась. Например, в ноябре рост был нулевым, в декабре – всего 1%. Теперь же, по мнению АЕБ, «в целом по индустрии» активность покупателей начала увеличиваться.
Действительно, некоторым популярным маркам в январе удалось улучшить ситуацию с продажами – например, у Hyundai они выросли на 11% до 11,3 тыс. автомобилей, тогда как в декабре показывали падение на 22%. Это позволило Hyundai выйти на второе место после Renault по объему продаж среди иномарок. Volkswagen, продажи которого тоже падали в декабре, в январе показал рост на 7% до 9,9 тыс. машин. Быстрее рынка росли Renault, Mitsubishi и Mazda.
Однако «говорить о том, что в целом рынок возвращается к высоким темпам роста, пока нельзя», улучшение происходит по отдельным маркам, а многие популярные бренды, напротив, продолжают показывать падение продаж, отмечает Михаил Пак из «Атона». Например, продажи Chevrolet снизились на 4% до 9,5 тыс. машин. Марка оказалась на пятом месте среди иностранных, хотя еще в декабре занимала вторую строчку. Продажи Nissan упали на 17% (до 8,9 тыс. машин), Toyota – на 14% (до 6,8 тыс.), Ford – на 3% (до 6,3 тыс. автомобилей). Снижение показали также Peugeot, Citroen, Suzuki и Skoda.
Продолжили падать продажи многих популярных моделей бюджетного и среднего ценовых сегментов. Это происходило весь прошлый год, участники рынка не раз называли тенденцию признаком общего замедления спроса. В январе продажи Renault Logan снизились на 27%, Ford Focus – на 13%, Opel Astra – на 24%, Chevrolet Niva – на 10%. С другой стороны, по некоторым моделям рост возобновился. Так, продажи Hyundai Solaris выросли на 3%, Daewoo Nexia – на 19%, Volkswagen Polo – на 20%.
Дилеры во многом связывают локальные улучшения со скидочными акциями, которые начались еще в декабре. Тогда у многих дилеров скопился большой нераспроданный сток, поэтому они были вынуждены давать большие скидки, чтобы избавиться от лишних запасов. В результате, по мнению главного управляющего директора розничного подразделения ГК «Рольф» Татьяны Луковецкой, ожидать, что в дальнейшем рост рынка продолжится на уровне января, «преждевременно», поскольку «сейчас хорошую поддержку рынку оказали постновогодние специальные акции». Директор дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаил Жмаков отмечает, что рост в январе обеспечил «отложенный спрос 2012 года», поскольку «покупатели поняли, что машины 2012 года, на которые распространяются спецпредложения, заканчиваются», а скидки начали уменьшаться.
Но скидки дорого стоили дилерам. По оценкам Михаила Жмакова, на бюджетные модели, например, Hyundai Solaris, маржа дилера составляет около 8% от стоимости, в денежном выражении – порядка 50 тыс. руб. «В декабре многие дилеры давали такие скидки, что оставляли себе всего 1% от стоимости автомобиля»,– отмечает топ-менеджер. В январе дилеры давали уже скидки в районе 25–30 тыс. руб., то есть начали восстанавливать маржу. По премиальным автомобилям маржа дилера составляет около 10%, и в январе дилеры давали в качестве скидки около 7% от стоимости. При этом, по мнению дилера, на сегодняшний день «по массовым брендам у большинства дилеров склады совершенно рабочие», по премиальным брендам – «ситуация чуть хуже».
Михаил Пак согласен, что «рост авторынка в январе нельзя считать показательной и долгосрочной тенденцией». По итогам февраля аналитик не ждет роста «даже в 5%». «Дополнительным сдерживающим фактором может стать и очередное повышение процентных ставок по кредитам»,– добавляет он. По мнению господина Пака, к началу весны рынок может вновь вернуться к нулевой динамике, а летом на фоне сезонного снижения продаж и вовсе показать снижение.
Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.