Декоративное изображение
3 841

Поделиться

Аудиторы раскроют своих клиентов налоговикам

Заверяй и властвуй

На фоне объявленного президентом курса на деофшоризацию российской экономики Минфин вернулся к идее наделить налоговиков доступом к аудиторской тайне. Но теперь власти хотят знать не только сведения, полученные аудиторами в ходе оказания консалтинговых услуг, но и те, что поступают им в рамках основной деятельности. Это может упростить налоговикам распутывание схем налоговой оптимизации, но одновременно снизит степень доверия между аудиторами и клиентами.

В распоряжении “Ъ” оказалась новая версия законопроекта (поправки к НК РФ), обязывающего аудиторов делиться с налоговиками информацией о своих клиентах по их запросу. По ней, налоговики имеют право без согласия налогоплательщиков запросить у аудиторов информацию, полученную как в ходе аудиторской деятельности, так и в процессе оказания аудиторами клиентам сопутствующих услуг (например, консалтинговых). В первоначальной версии речь шла только о сопутствующих услугах. В пояснительной записке к документу необходимость внесения поправок объясняется рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития. Судя по тексту пояснительной записки, более жесткий вариант поправок к НК РФ обусловлен необходимостью «действий, направленных на решение проблемы деофшоризации российской экономики». В первом варианте поправок речи об этом не было.

Деофшоризация экономики РФ была одной из ключевых тем послания президента Владимира Путина Федеральному собранию в декабре 2013 года: он предложил облагать доходы офшоров с российскими собственниками по правилам РФ и лишить их доступа к господдержке и госконтрактам. «Не исключено, что после того, как сообщество не поддержало идей Минфина по расширению взаимодействия аудиторов с налоговиками, он решил провести их как президентские»,– отмечает один из собеседников “Ъ”.

В Минфине вчера не смогли уточнить, как именно «доносы» со стороны аудиторов могут способствовать цели – «выявлению налоговых правонарушений, борьбе с уклонением от уплаты налогов и финансовыми мошенничествами». Это предположили сами участники рынка. «Компании, подготавливающие международную отчетность, рискуют столкнуться с претензиями регулятора»,– говорит финансовый директор «Евросети» Дмитрий Мильштейн. «ФНС смотрит в основном отчетность по российским стандартам и, получая информацию от аудиторов по международным, может на основании несовпадений (из-за разницы в методах и стандартах учета) сделать вывод о нарушениях и начислять налог по отчетности, где прибыль больше»,– поясняет он. Кроме того, добавляет главбух ФК «Уралсиб» Юрий Петухов, речь может идти о доступе налоговиков к списку взаимосвязанных структур холдингов. «Эта информация может быть использована для контроля трансфертного ценообразования,– поясняет он.– Она запрашивается аудиторами в целях аудита МСФО-отчетности, а в ней самой не отражается». «Схема такова: например, добывающая компания создает офшорную трейдинговую структуру, которой платит баснословные деньги за реализацию своего товара, снижая свою прибыль,– добавляет директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.– Далее трейдер размещает эти средства под большую ставку на депозите родственного банка, и банк, неся высокие процентные расходы, сокращает свою прибыль». Наличие информации об этих взаимосвязанных структурах – «лакомый кусочек» для налоговиков, так как упрощает раскрытие схем оптимизации, отмечает господин Савуляк.

Впрочем, крупные холдинги, ради раскрытия схем которых стоит проводить такую работу, как правило, осуществляют оптимизацию с оглядкой на закон, а аудируют их отчетность уважаемые компании, не допускающие грубых нарушений – и доначислить налоги и доказать свою правоту налоговикам будет непросто. Более того, говорит Эдуард Савуляк, подавляющее большинство компаний обращается к аудиторам из формальных соображений. Даже если налоговая запросит у них информацию, она получит лишь то, что сама прекрасно знает. «Конечно, клиент, может посоветоваться с аудитором о правильности отражения той или иной операции в отчетности, – говорит директор PwC Антон Ефремов.– Тогда как налоговики могут по-своему интерпретировать целесообразность такой операции». Все это, конечно, не будет способствовать открытости отношений между аудитором и клиентом, заключает он.

Как все будет на деле, покажет практика – если поправки примут. Аудиторы-оптимисты не исключают, что поправки нацелены на формальное выполнение поручения президента и рекомендаций ОЭСР. Но требования Минфина шире, чем ОЭСР. «Рекомендация ОЭСР направлена на идентификацию бенефициарных владельцев компаний, в том числе офшорных, а не на полный доступ налоговиков к аудиторской тайне»,– говорит гендиректор компании «HLB Универс-Аудит» Дмитрий Лимаренко.

Ольга Шестопал, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами