Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Архангельск аннулирует «сухой закон»
«Сухой закон» в Архангельской области будет пересмотрен
«Сухой закон» в Архангельской области будет пересмотрен, пишет «Бизнес-класс. Архангельск». Пока трудно сказать, насколько ослабеют ограничительные нормы, которые оказались одними из самых жестких среди многих регионов России. Все зависит от оценки эффективности действующих запретов – но с этим чиновники пока не определились. Чем измерять: потерянными налогами, изъятыми литрами контрафакта, пьяными дебошами, отравлениями или сугубо абстрактными понятиями о числе спасенных жизней?
Для начала напомним, чем так отличилась Архангельская область в антиалкогольной кампании. На первый взгляд – ничего особенного: продлили на четыре часа ночной запрет (вместо ограничений с 23.00 до 8.00 установили с 21.00 до 10.00), в дни проведения выпускных и некоторых праздников алкоголь и вовсе разрешили продавать только три часа в сутки – так, почти половину июня в магазин имело смысл заходить исключительно в рабочее время – с 10.00 до 13.00. В День Победы, например, центр города тоже оказался в зоне отчуждения – в местах проведения праздничных мероприятий магазины и фронтовые сто грамм продать не могли.
Прокол вышел с Днем знаний 1 сентября, который в этом году пришелся на воскресенье. В этот день магазины продавали алкоголь с 10.00 до 13.00, хотя основные торжества по случаю начала учебного года прошли в понедельник, когда горячительные напитки можно было купить без проблем.
Если эти новации жители области уже оценили, то о новом «сюрпризе» знают немногие. В этом году местные власти должны были определить, какие торговые точки могут предлагать своим посетителям спиртное, а какие нет. Под удар попали заведения, располагающиеся поблизости со школами, детскими садами, спортивными и медицинскими объектами, аэропортами, вокзалами, рынками и другими местами «массового скопления граждан». И речь здесь идет не о почасовом ограничении, а о полном запрете на торговлю вином, пивом и водкой.
Из-за специфики территориального планирования крупных городов, когда в каждом микрорайоне есть детский сад, школа, поликлиника, где-то бассейн, где-то спортивный центр и прочие социальные объекты, магазины так или иначе располагаются рядом. Появилось опасение, что купить бутылочку можно будет разве что на кладбище или на объездной дороге.
Федеральный закон дал муниципалитетам право самим определять это расстояние «поблизости». Правительство Архангельской области рекомендовало остановиться на 25-метровой границе для сельских поселений и 100-метровой – для городов.
В Архангельске это пожелание проигнорировали. Постановлением мэра города от 6 сентября 2013 года минимальное расстояние от детских садов, школ и т.д. до магазинов установили в размере 10 метров – если социальный объект имеет свою огороженную территорию и 20 метров – если ее нет. Решение, надо сказать, очень лояльное... Если бы за ориентир взяли 100 метров – «обреченных» магазинов в городе было бы гораздо больше. «Счастливчики» оказались бы только в районе Вологодского кладбища и в зоне пересечения Обводного канала с улицей Воскресенской.
Очевидно, что столь жесткие ограничения ведут лишь к разрастанию теневой торговли. «Надо смотреть правде в глаза – мы сами создали все условия для черного рынка. Правильно ли мы это сделали? Как мы сможем удержать легальный сектор и сможем ли?» – обратился к членам областного правительства губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
Статистика и впрямь нарисовала далеко не оптимистичную картину: запреты стали жестче, но пить меньше не стали. Общий уровень потребления алкоголя в 2012 году остался на прежнем уровне – 9,7 литра на душу населения, а вот доля крепкого алкоголя подросла на 14%.
По словам начальника отдела организации применения административного законодательства УМВД по Архангельской области Александра Першина, в этом году уже изъято около 12 тысяч литров контрафакта – в 7,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 96% выросло количество правонарушений в сфере реализации алкогольной продукции, в том числе с квартир. В Вельске зафиксирован сбыт «паленой» водки под маркой «Беленькая», которую производит АЛВИЗ.
Увеличилось и количество алкогольных отравлений. По данным Роспотребнадзора, за 8 месяцев зафиксировано 46 случаев на 100 тысяч населения (против 34-х в 2012 г.), причем каждое пятое отравление – со смертельным исходом (рост на 4%).
Торговые сети Архангельска и Северодвинска подсчитали свои убытки из-за сокращения продаж: 190 млн рублей, в том числе налоговые потери – 53 млн. Министр сельского хозяйства Архангельской области Дмитрий Карельский поставил этот вопрос так: «Куда ушли продажи?».
Ответ напрашивался сам собой – в нелегальный сектор: незаконную торговлю через Интернет, «из-под прилавка», с квартир и прочее... Ну и в общепит: в некоторых кафе бутылочку пива можно распить не только внутри, но и взять пенного с собой. Привычная картина июньской пятницы, когда в крупном торговом центре пива после 13.00 было уже не купить, а в забегаловке напротив народ толпился у крыльца с полными пластиковыми бутылками... Другой пример «перетекающих» доходов: доставка пиццы. Позвонил в 10 вечера – привезли набор «все включено».
«Оптовые продажи пива в этом году не сократились, а вот в рознице реализация упала на 30%. Это значит, что пива стали больше продавать через общепит», – признал Дмитрий Карельский.
Пока единственная цифра, которая может оправдать запретительные меры, – это число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. По словам Александра Першина, их количество снизилось на 8%. А число задержанных пьяных водителей сократилось на 7%. «Это произошло впервые за многие годы», – сказал представитель УМВД. Правда, он не уточнил, сравнивался ли этот показатель с интенсивностью проведения контрольных мероприятий правоохранительными органами.
Судя по всему, губернатор представленным анализом остался недоволен: «Из всех выкладок я не очень уловил, насколько действенны принятые нами меры. Да, мы потеряли налоги, а сколько жизней спасено? В чем их измерить? Какие критерии?». Особое внимание губернатор обратил на проблему июньских запретов в период школьных выпускных. Как выяснилось, установить единые даты проведения праздничных вечеров для школ всей области невозможно – это подтвердил министр образования Илья Иванкин.
«Я так и не услышал, к какому результату привело ограничение на торговлю спиртным в течение 17 дней июня, – сказал Игорь Орлов. – Очевидно, что нужно доработать постановление правительства, но как – мы, получается, пока не определились».
К этому вопросу правительство области вернется в конце октября. Министерство сельского хозяйство должно подготовить конкретные предложения, а министерство здравоохранения – представить доклад о противодействии алкоголизации населения в целом.
«Нам нужно определить, каким должен быть четкий критерий оценки алкогольных запретов. Думаю, сокращение потребления – это пока глобальная задача, может, мы ее достигнем только через несколько лет. Сейчас же можно говорить о мерах первичной профилактики, степени вовлеченности молодежи в процесс употребления алкоголя. Как мы ее оценим – нужно подумать. Возможно, с помощью социологических исследований», – отметила министр здравоохранения Архангельской области Лариса Меньшикова.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.