Декоративное изображение
2 984

Поделиться

Арендное снижение

Падение ставок аренды коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга по-прежнему продолжается, считают эксперты рынка недвижимости. По итогам 2009 года, снижение арендных ставок в офисном и торговом сегментах составило около 40% в долларовом эквиваленте, или 27% в рублях. В настоящее время увереннее себя ощущают на рынке девелоперы, которые ведут лояльную ценовую и арендную политику, считают аналитики, отмечая, что нехватка финансирования, отсутствие выгодных условий кредитования и поиск соинвесторов остаются главными проблемами девелоперов. Аналитики рынка недвижимости Петербурга подвели итоги по динамике изменений ставок аренды в коммерческих объектах в 2009 году. По данным экспертов Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД), в прошлом году в офисном секторе коммерческой недвижимости, испытывающем трудности из-за резкого сокращения спроса, произошла существенная коррекция цен и ставок в высококлассном сегменте. Так, в классе А, В+, В цены упали за год на 25-30%, подсчитали эксперты ГУД. А изменение стоимости ставок с начала кризиса составило 39,5 % в долларовом эквиваленте, или 27% в рублях, отмечают в ГУД. Впрочем, в "Knight Frank Санкт-Петербург" дают менее оптимистичные данные: только с начала года падение ставок в рублях составило 40% в классе А и 30% в классе В. "В декабре 2009 года ставки аренды в бизнес-центрах класса А за квадратный метр составили 700-1,9 тыс. рублей, класса В — 500-1000 рублей, класс С — 300-850 рублей (все ставки указаны с НДС )", — заключили аналитики гильдии. Что касается торгового сегмента, то арендные ставки подверглись чуть большему снижению по сравнению с офисным сектором. Так, с начала кризиса они упали на 41% в долларах и 27,5% в рублях. По данным ГУД, в декабре прошлого года месячные ставки за квадратный метр торгового помещения в спальных районах города составили 0,4-2,5 тыс. рублей, на проходных улицах — 0,8-3 тыс. рублей. "Торговые помещения на Невском проспекте предлагаются по ставке 1,5-7,5 тыс. рублей за квадратный метр", — говорят в ГУД, отмечая, что спрос на аренду магазинов со стороны торговых операторов сохраняется, но арендаторы стали более избирательными в отношении выбора локации и концепции торгового центра. Прошедший год оказался серьезным испытанием для игроков рынка коммерческой недвижимости. "В первом квартале мы наблюдали полную стагнацию, — рассказывает Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН. — Эта ситуация сохранялась в течение всего первого полугодия 2009 года, однако к концу второго квартала можно было наблюдать некоторое оживление на рынке". По ее словам, с этого момента стали заключаться первые сделки. "В конце третьего квартала началось серьезное оживление на рынке встроенных помещений, произошли качественные изменения в составе арендаторов на магистралях с наибольшим пешеходным трафиком и у станций метро", — продолжает она. К концу года падение цен и ставок практически остановилось, увеличилась покупательская активность населения, добавляют аналитики ГУД, отмечая, что в результате у инвесторов вырос интерес как к действующим успешным объектам, так и перспективным проектам и земельным участкам. "В настоящее время увереннее себя ощущают на рынке девелоперы, которые ведут лояльную ценовую и арендную политику, — считают они. — Нехватка финансирования, отсутствие выгодных условий кредитования и поиск соинвесторов остаются главными проблемами девелоперов. Однако тотального передела рынка и серьезного укрупнения каких-то игроков не произошло".

Коммерсантъ  Яна Карпова

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами