Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аренда в ТРЦ Москвы подешевела в три раза
Реальный масштаб снижения стоимости аренды в московских торговых центрах за кризисный 2009 год — 70% и более, следует из отчетности торгово-ярмарочного комплекса «Москва».
Ставки в московских торговых центрах с невысокой посещаемостью снизились более чем в три раза из-за сильных позиций арендаторов в переговорном процессе. «Посещаемость таких объектов низкая, и арендаторы настаивают на снижении ставок или намерены выходить из проектов, если торговые обороты не окупают затраты на содержание магазина. Можно констатировать, что по сравнению с докризисным уровнем ставки аренды в таких ТЦ снизились на 50−70% и более», — указано в отчете.
Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила согласен, что такое сильное падение арендных ставок возможно, но только в торговых объектах с «нелучшей ситуацией». Общее падение по рынку, по его словам, составило 30−40%. «70 и даже 80% падения ставок аренды было у тех, кто находится территориально в отдалении», — говорит он. «Все арендаторы, которые есть на рынке, предприняли с началом кризиса действия, чтобы отторговать себе какие-то скидки на время кризиса. И очень многие эти скидки получили — от 15 до 50%», — добавил эксперт.
Снижение ставок на рынке торговой недвижимости началось еще в конце 2008 года и достигло максимума к середине 2009 года, составив в Москве и регионах от 30 до 50% в долларах, констатируют в компании Colliers International Москва. «Масштаб снижения был различным в зависимости от успешности, конкурентного окружения и стадии проектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов снижение было максимальным», — говорит PR-директор компании Анна Орлова.
«В успешных качественных объектах падение ставок менее существенное: у наиболее привлекательных из них есть кандидаты на высвобождающиеся секции, поэтому переговорная сила существующих арендаторов слабее», — говорится в отчете ТЦ «Москва». В случае с арендными ставками на помещения в торговых центрах все очень индивидуально, констатирует Алексей Могила. «Такие торговые центры, как «Европейский», «Атриум», вообще не испытали падения ставок. Размер ставок – это проблема не арендодателей, а структур, которые финансировали строительство того или иного центра. Ведь 99% объектов строятся на кредитные деньги», — объясняет он. В третьем квартале 2009 года можно было наблюдать замедление темпов падения ставок аренды на помещения в торговых центрах, следует из отчета ТЦ «Москва».
К концу третьего квартала 2009 года стало возможным говорить о стабилизации ставок аренды на площади в торговых центрах Москвы, подтверждают в Colliers International. «Собственник стремится выйти на определенный уровень ставки через два-три года, относительно этого уровня согласовывается снижение ставки на первый и второй годы аренды», — объясняют в компании. «При этом к концу 2009 года собственники самых успешных торговых центров перестали предоставлять скидки, и стало возможным говорить о наметившейся тенденции роста ставок аренды. Однако стоит отметить, что на рынке еще значительно количество проектов, испытывающих трудности с заполнением пустующих площадей и по-прежнему предлагающих существенные скидки», — добавила Анна Орлова.
Дарья Шиенок/Infox.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?