Декоративное изображение
3 996

Поделиться

Аптеки сокращают филиальные сети в регионах

Провинциальное отступление

Московские и питерские сети аптек — «Первая помощь», «36,6», «Ригла» — сокращают филиалы в регионах, в том числе в ЮФО. В компаниях утверждают, что отступление из провинции лишь косвенно связано с мировым финансовым кризисом и продиктовано необходимостью минимизации рисков. Столичные операторы намерены вернуться в регионы, как только экономическая ситуация стабилизируется. Между тем их нишу занимают региональные игроки, которые даже под грузом финансового кризиса расширяют сети.

Московская сеть «36,6» закрыла более 10% аптек в регионах России (125 из 1168). Часть из них пришлась на ЮФО, где «36,6» представлена 200 аптеками. По данным «РБК weekly Юг», несколько аптек «36,6» за октябрь—декабрь 2008 года были закрыты в Краснодарском крае, однако конкретные цифры в компании назвать отказались.

Сокращение розничной сети в «36,6» объясняют оптимизацией деятельности компании. «Параллельно с закрытием не приносящих прибыль аптек мы открываем новые, — пояснили «РБК weekly Юг» в «36,6». — Кризис пока никак не отразился на деятельности компании».

Питерская сеть аптек «Первая помощь» за последние два месяца практически полностью свернула филиальную сеть в Ростове-на-Дону.

«Из 17 аптек в Ростове-на-Дону мы закрыли 12, — признался «РБК weekly Юг» коммерческий директор компании «Первая помощь» Петр Грек. — Цель — минимизация рисков в условиях кризиса. Открывая аптечную сеть в южной столице, мы планировали достичь окупаемости в течение полутора-двух лет, однако кризис внес свои коррективы». Г-н Грек добавил, что «Первая помощь» готова вернуться в регионы, если к осени 2009 года положение на финансовом рынке России начнет стабилизироваться.

Порезала свою сеть в ЮФО и московская «Ригла». Количество закрытых аптек представители «Риглы» уточнять не стали, назвав это в разговоре с «РБК weekly Юг» нормальным рабочим процессом, никак не связанным с финансовым кризисом.

Эксперты убеждены, что причина филиальных сокращений кроется как раз в экономическом кризисе, а не во внутренней политике компаний. По мнению директора центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, столичные сети объявили часть аптек в регионах неликвидными в преддверии ожидаемого в начале 2009 года подорожания фармпродукции на 7—10%. Таким образом, по его мнению, сети пытаются сэкономить на издержках.

Гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев заявил «РБК weekly Юг», что первые сигналы о влиянии кризиса на производителя появляются уже сегодня. В ноябре Арбитражный суд Москвы зарегистрировал два иска крупнейших российских фармпроизводителей «Фармстандарт» и «Валента фармацевтика» к дистрибьютору «Биотек» о неисполнении обязательств по договорам.

Не исключено, что в ближайшее время ситуация может перекинуться на регионы — проблемы с оборотным капиталом могут спровоцировать повышение цен на лекарства.

Впрочем, в региональных аптечных сетях ситуация пока относительно стабильная. Как сообщил «РБК weekly Юг» замначальника отдела закупок волгоград­ской аптечной сети «Волгофарм» Алексей Левахин, сворачивать свою деятельность компания не собирается. Г-н Левахин отметил, что с уходом с рынка московских операторов региональные сети, напротив, должны активизироваться.

Наглядное тому подтверждение — ОАО «Ставропольские город­ские аптеки» (порядка 20 торговых точек в крае), которое расширяется, невзирая даже на отсутствие роста продаж, — в декабре компания планировала увеличить их на 15—20%.

«За последние два месяца мы открыли две новые аптеки, еще две планируем открыть в начале 2009 года, — пояснил «РБК weekly Юг» гендиректор ОАО «Ставропольские городские аптеки» Ашот Арустамян. — Ожидаемого прироста продаж мы не получили, но в целом спрос на продукцию не упал».

По словам г-на Арустамяна, в эпоху кризиса сложнее стали складываться отношения с дистрибьюторами. «Ставропольские городские аптеки» прекратили работу уже с тремя — одна компания обанкротилась, две другие стали требовать 100% предоплаты за товар, а также отказались от безналичного расчета.

Влияние экономического кризиса на дистрибьюторскую сеть подтверждают и данные Росздрав­надзора РФ. По информации ведомства, повышение кредитных ставок в банках мотивировало дистрибьюторов поднять цены в декабре в среднем на 30%.

Гендиректор маркетингового агентства DSM Group Александр Кузин заявил «РБК weekly Юг», что катастрофы на дистрибьюторском рынке не будет — кризис только поможет отсеять слабые компании и укрепить позиции сильных, за которыми сегодня закреплено 80% рынка.

ОКСАНА ПОТАПОВА, РОСТОВ-НА-ДОНУ , РБК

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами