Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптеки перестанут сливаться?
Правила игры
разбирает корреспондент отдела потребительского рынка Дарья Шиенок
Около двух недель назад на конференции «Торговля в России» гендиректор аптечной сети «Ригла» Андрей Гусев заявил, что ритейлер в этом году отдаст предпочтение органическому росту, так как сделки по слиянию и поглощению в регионах «сейчас сильно затруднены». До сих пор «Ригла» активно покупала конкурентов в регионах: в 2010 году она присоединила две сети в Ярославле — «Биофарм» и «Новую аптеку», петербургскую сеть «Панацея», сеть «Живика» в Екатеринбурге и др. Господин Гусев объяснил причину изменения приоритетов: 1 января вступили в силу в поправки в Налоговый кодекс, которые отменили для крупных аптечных учреждений возможность использовать единый налог на вмененной доход (ЕНВД), за счет чего налоговые выплаты для многих региональных сетей стали «неподъемными». Честно говоря, такое объяснение меня удивило: мне казалось, что увеличение налоговой нагрузки, наоборот, должно подтолкнуть многие сети к продаже.
В личной беседе Андрей Гусев внес ясность. Так, под определение крупных аптечных организаций попадают компании с численностью сотрудников свыше 100 человек и принадлежащие более чем на 25% юридическим лицам. Но чтобы применять ЕНВД, региональные операторы переоформляют по семь-десять торговых точек (каждая нанимает не более десяти сотрудников) на новые компании, собственниками которых являются физлица. Топ-менеджер другой аптечной сети тоже знает о такой практике: по его словам, уже реструктурировали бизнес самарская сеть «Имплозия», калининградская «Формула здоровья» и пермская «Опека». «ЕНВД платили с квадратных метров торговой площади, что составляло примерно 3% от выручки, теперь же аптеки обязаны уместить в свою экономическую модель полный комплекс налогов по общей системе налогообложения — НДС (10%), страховые взносы с зарплаты (34%), налог на имущество (2,2%), налог на прибыль (20%). Эти платежи съедают всю прибыль!» — оправдывается один из региональных ритейлеров.
В целом федеральные сети не против такого «дробления», главная проблема заключается в том, что владельцы региональных сетей теперь оценивают свой бизнес, учитывая сниженные налоговые выплаты — то есть заметно дороже, чем готовы платить потенциальные покупатели. «Мы как публичная компания не можем использовать режим ЕНВД для приобретаемых региональных компаний, так как консолидируем их в одну сеть. Наши оценки учитывают это»,— отмечает Андрей Гусев. Возможность делать M&A очень важны для федеральных игроков, объясняет директор Cegedim Strategic Data в России Давид Мелик-Гусейнов: поглощения до сих пор помогали им расти в десятки раз, в то время как «органика» — всего на десятки процентов.
Лучший сценарий развития ситуации — найти компромиссный вариант оценки региональных сетей, говорят собеседники “Ъ”. В противном случае федеральным ритейлерам ничего не остается, как три года ждать очередных поправок в Налоговый кодекс: Минфин уже выступил за полную отмену ЕНВД , но только с 1 января 2014 года.
КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?