Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптеки и Закон "О торговле"
Правила игры
прогнозирует руководитель группы «Розничная торговля» Кристина Бусько
Закон «О торговле», вступивший в силу 1 февраля 2010 года, пока регулирует деятельность только продуктовых ритейлеров, но продавцы непродовольственных товаров пересказывают страшилки о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС), следящая за исполнением закона, вот-вот обратит свой строгий взор и на них тоже.
В начале года представитель одной из фармацевтических компаний пожаловался мне, что ФАС проверяет несколько аптечный сетей в регионах на соответствие этому закону. Антимонопольщики утверждают, что проверки пока касаются только соблюдения норм закона «О конкуренции», но моего собеседника это не успокоило. Термин «аптечная сеть» сейчас законодательно не закреплен, существует лишь понятие «аптечное учреждение», то есть аптека. При этом определение торговой сети четко прописано в законе «О торговле» — это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. То есть под это определение очень даже подходит любой из аптечных ритейлеров, считает мой знакомый. А в понятие «продовольственные товары» закон включает также бутилированную питьевую воду, жевательную резинку, пищевые биологически активные добавки, детское питание — это все продают аптеки в качестве дополнительного ассортимента к лекарствам.
Две самые жесткие нормы закона «О торговле» оперируют именно этими двумя понятиями: сети не имеют права взимать более 10% премии за объем продаж с поставщиков продовольствия и не могут расширяться, если их доля на продовольственном рынке субъекта федерации, в муниципалитетах и городских округах составляет 25%. Если норма о доминировании аптечные сети не очень беспокоит (на долю продуктов в аптеках приходится всего 2–3% продаж), то лишиться возможности взимать с поставщиков ретробонусы (процент за определенный объем закупки) аптечные ритейлеры не хотят. Самые большие премии — более 10% — как правило, выплачивают поставщики косметики и сопутствующих товаров, но и за продуктовый ассортимент сеть получает вознаграждение пропорционально продажам, рассказывает представитель «36,6».
«Пока аптечные ритейлеры не такие большие, как продуктовые, поэтому и неприоритетны для нас. Но в будущем ФАС обязательно изучит практики, принятые на аптечном рынке»,— внес ясность начальник управления контроля социальной сферы и торговли центрального аппарата ФАС Тимофей Нижегородцев.
КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?