Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптекам выписали старый рецепт
Новый список минимального аптечного ассортимента, сокращенный почти втрое по сравнению с прежним, был вчера утвержден Минздравсоцразвития. Его ждали несколько лет: обеспечить наличие 149 наименований из старого списка аптеки физически не могли. Однако и новый перечень не устраивает бизнес: в нем сохранились и устаревшие препараты, и редкие лекарственные формы, которые невозможно найти на рынке. К примеру, аптеки обязали иметь активированный уголь в капсулах, хотя он дороже обычного чуть ли не в 50 раз.
Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения теперь включает 60 наименований. Старый список, действовавший с 2005 года, состоял из 149 наименований. Этот набор обязаны иметь все аптеки, аптечные киоски и пункты. При этом любая проверка могла оштрафовать аптеку, если на ее полках не обнаружился хотя бы один препарат из этого перечня.
«Старый перечень не был согласован с врачебным сообществом, и в нем присутствовали лекарственные препараты, которые вообще не назначались врачами, поскольку устарели, например димедрол, который врачебное сообщество даже требовало запретить использовать, — рассказала исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. — Либо в нем присутствовали инъекционные формы, которые предполагают только рецептурный отпуск и могут применяться только в стационаре или амбулаторно, например препараты железа для внутривенного введения». Другой пример — противогрибковый препарат орунгал в сиропе стоимостью 4 тыс. руб. В этой форме его не назначал ни один врач, но каждая аптека должна была его иметь.
«Вопрос о новом перечне минимального аптечного ассортимента стоял очень остро на протяжении нескольких лет, поскольку ряд препаратов уже устарел и не производился, и по этой причине эти препараты отсутствовали на полках. А ряд позиций относился к госпитальному сегменту и не был востребован в аптеках», — подтвердили в аптечной сети «36,6».
Представители аптечного рынка хотели, чтобы в обновленный список вошло побольше востребованных рынком недорогих препаратов без указания лекарственных форм, отмечает Елена Неволина. Однако новый список опять «прописал» обязательные лекарственные формы. Причем такие, что на рынке не отыскать ни у одного дистрибьютора, например активированный уголь в капсулах. Его выпускают только два производителя и по цене, по которой его никто покупать не будет. Если упаковка обычного активированного угля стоит от 3,8 до 5,5 руб., то капсулы российской «Медисорб» — 78,7 руб., а испанской Lainco — до 198 руб.
Кроме того, 12% нового списка составляют противогриппозные препараты. Среди них дорогостоящие «Тамифлю» (около 1,4 тыс. руб. за упаковку) и «Реленза» (1,7 тыс. руб.). Такие дорогие препараты может закупить не каждая аптека. «Нельзя равняться только на Москву и Санкт-Петербург, где столь дорогие препараты еще могут быть востребованы, да и то только в период эпидемии, а в остальное время спроса на них нет», — сетует г-жа Неволина.
Налицо лоббирование определенных производителей, предполагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его данным, активированного угля в капсулах в прошлом году было продано мизерное количество — всего 30 тыс. упаковок, а в этом — всего лишь 17 тыс. упаковок. Но благодаря включению в обязательный ассортимент продажи активированного угля в капсулах должны возрасти как минимум в пять раз. Или, например, продажи устаревшего препарата ампициллин в капсулах упали в первом полугодии 2010 года 40% по сравнению с тем же периодом 2009 года, когда было продано 98 тыс. упаковок. С включением его в список продажи возрастут в разы.
Некоторые препараты аптекам будет просто затруднительно найти у дистрибьюторов. В частности, «Интерферон гамма» выпускает одно предприятие — ООО «НПП Фармаклон». «Сможет ли оно обеспечить этим препаратом все 65 тыс. аптек в России?» — задается вопросом Елена Неволина.
МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА РБК daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?