Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптечные сети ушли в минус
Шесть из десяти крупнейших аптечных сетей страны в первом полугодии 2010 года снизили свою долю на рынке, который вырос на 11%, подсчитал "Фармэксперт". Одна из причин — адаптация ритейлеров к изменению законодательства по ценообразованию на фармрынке.
За первые шесть месяцев 2010 года, по данным исследовательской компании "Фармэксперт", доля аптечной сети "36,6" сократилась с 3,29% до 2,26%, "Риглы" — с 2,43% до 1,86%, "Фармакора" — с 1,87% до 1,65 %, "Имплозии" — с 1,68% до 1,43% (четыре лидера рынка). Упали доли также у сетей "Вита" — с 0,97% до 0,82% и "Доктора Столетова" — с 0,93% до 0,80%. Увеличить доли получилось у "Фармаимпекса" — с 0,69% до 0,98%, А5 — с 0,69% до 0,87% и "Первой помощи" — с 0,73% до 0,77%. Неизменной доля осталась у сети "Радуга" — 0,90% (см. рисунок). При этом, отмечают аналитики, в первом полугодии общий рост коммерческого розничного рынка лекарственных средств вырос на 11% в рублях.
Кроме внутренних проблем отдельных сетей, причиной такой динамики стали изменения госрегулирования оборота лекарственных средств, пишет "Фармэксперт". По словам руководителя департамента аналитических исследований компании Николая Беспалова, в ожидании принятия закона, регулирующего наценки на жизненно важные лекарственные средства (на них приходится около 26% оборота сетей.— "Ъ"), сети были вынуждены сократить объемы закупки препаратов из этого перечня. "У участников рынка было много опасений, что производители не успеют до вступления закона в силу зарегистрировать отпускные цены, поэтому аптечные сети снизили объемы закупок, что в конечном итоге отразилось на отношениях с поставщиками и на обороте",— отмечает господин Беспалов.
Гендиректор сети "А5" Владимир Кинцурашвили возражает, что в этой ситуации все сети были в одинаковых условиях, поэтому к переделу долей законодательные изменения не привели бы. По его мнению, проблема в том, что еще не все крупные ритейлеры восстановились после кризиса. "Если взять "36,6", то она вообще в первом полугодии сократила количество аптек почти на сотню, а также испытывала перебои с поставками продукции",— говорит он.
Согласно отчетности "36,6" за первый квартал 2010 года, ее выручка снизилась на 22,6%, до 4,5 млрд руб. В отчете компании "Протек" (владеет сетью "Ригла") сообщается, что в первом полугодии выручка розничного направления увеличилась только на 1%, до 5,6 млрд руб.
Замгендиректора "Доктора Столетова" Анастасия Карпова вообще не согласна с тем, что доля ее сети упала в первом полугодии. "Те аптеки, которые были нерентабельны, мы закрыли еще в прошлом году, а в первом полугодии наша сеть показала рост в 7%",— отмечает госпожа Карпова.
Господин Кинцурашвили отмечает, что важную роль сыграло появление большого числа небольших локальных аптек, владельцы которых воспользовались трудностями топ-10 игроков рынка. С этим соглашается и заместитель гендиректора "36,6" Герман Иноземцев. "На волне кризиса в регионах открылось много аптек-дискаунтеров: по наши подсчетам, вокруг аптек "36,6" открылось около 800 таких точек,— говорит он.— И хотя я не думаю, что такие аптеки будут долго жить, их появление привело к снижению трафика всех основных сетей".
Коммерсантъ Олег Трутнев
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?