Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Аптечные сети сдают позиции несетевой рознице
Доля 50 ведущих аптечных сетей на российском розничном рынке в первом квартале 2012 года начала снижаться, следует из рейтинга «Фармэксперта». Такие тенденции в сетевой рознице наблюдались лишь в кризис, но потом рост возобновился. Эксперты объясняют нынешний спад тем, что в 2011 году у крупных аптечных игроков существенно выросла налоговая нагрузка, а мелкие сети и одиночные аптеки сохранили льготы, в результате чего увеличили долю.
В первом квартале 2012 года объем розничного фармацевтического рынка вырос на 22%, до 136,6 млрд руб., по сравнению с тем же периодом прошлого года, подсчитали в «Фармэксперте». В натуральном выражении рынок вырос на 5%, до 1,2 млрд упаковок.
Такой рост произошел не столько благодаря крупным сетевым игрокам и небольшим региональным сетям, сколько единичным аптекам, утверждают аналитики. Доля ведущих 50 аптечных сетей на розничном рынке в первом квартале составила 28,4%, что на 2,2 п.п. меньше, чем год назад.
С 2002 года аптечные сети теснили неорганизованную розницу: доля сетевого ритейла, по данным «Фармэксперта», росла на 3,5–9% в год. С 17,8% в 2002 году она выросла до 60,3% в 2008-м. Однако кризис привел к спаду до 54,4% в 2010 году, но потом рост возобновился, и сейчас доля всех сетей на рынке составляет 57,9%.
Итоги первого квартала 2012 года стали плодами изменения системы налогообложения, отмечают авторы исследования: в прошлом году у крупных игроков значительно выросла налоговая нагрузка, а мелкая розница пока сохраняет льготы. Как напомнили РБК daily в «Ригле», с 1 января 2011 года для аптек возросли отчисления на уплату страховых взносов с 14 до 34% от фонда оплаты труда (ФОТ), но с 1 января 2012 года для крупных игроков они были понижены до 30%, а для мелких и средних – до 20%.
Проблема конкуренции со стороны мелких сетей существует, подтверждает гендиректор «Риглы» Александр Филиппов: «Сложилась ситуация, когда за одну и ту же работу специалистов в соседних аптеках – единичной и сетевой – работодатели отчисляют от ФОТ разные деньги. Это ставит игроков рынка в неравные конкурентные условия».
Небольшие сети и единичные аптеки в основной своей массе пока чуть более рентабельны, отмечает руководитель отдела аналитических исследований «Фармэксперта» Николай Беспалов. «Для сетевых аптек прибыльность балансирует в интервале 0,8–1,2%, у небольших сетей и единичных аптек это порядка 1,5–2%», – говорит он. Гендиректор UMG (объединяет независимые региональные аптечные сети) Сергей Бичерахов подтверждает, что рентабельность входящих в его альянс аптек составляет 1–2%.
Из-за стремления оптимизировать свои расходы средние и крупные региональные сети дробятся на более мелкие, рассказывает исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. В этом варианте налоговое бремя значительно облегчается, добавляет она. Поэтому топ-50 и потеряли свои позиции, считает эксперт.
Однако гендиректор DSM Group Сергей Шуляк уверен, что нет причин говорить о том, что структура аптечной розницы трансформировалась. По его данным, у большинства крупных сетей был хороший рост, в целом аптечный рынок вырос за первые четыре месяца на 12%. «Снижение рентабельности осталось в прошлом году, сейчас сети уже адаптировались», – утверждает г-н Шуляк.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?