Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Аптечные сети получили последнее предупреждение
Росздравнадзор наконец нашел причину роста цен на лекарственные препараты: в цепочке между производителем и аптекой иногда задействованы до 15 посредников. А потому, делают вывод в Росздравнадзоре, за деятельностью оптовых компаний и аптечных сетей пора усиливать контроль.
«На уровень цен влияет количество перекупщиков, оптовиков, посредников. На реализации продукции делают деньги от четырех до 10-15 перекупщиков», — доложила на днях на селекторном совещании с регионами заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.
Согласно оценке руководителя департамента маркетинговых исследований отраслевого агентства «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, в среднем по России оптовая наценка составляет 30% от цены производителя. Таким образом, маржа каждого из участников товарной цепочки составляет около 1,8% от цены покупки.
В то же самое время Елена Тельнова выразила недоверие представителям аптечных сетей и посоветовала региональным властям «чаще заглядывать в аптеки». «Вот вы все говорите, что цены падают. А на самом деле в аптеках утром одна цена, а вечером уже совсем другая», — сказала она, добавив, что за последние два месяца цены на лекарства в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области выросли в среднем на 4%.
«Заявления представителя Росздравнадзора вполне обоснованы. В регионах поставки лекарственных средств в аптеки особенно непрозрачны. Зачастую там работают свои «карманные» поставщики, использующие административные ресурсы. И от их услуг невозможно отказаться, — пояснил в интервью Давид Мелик-Гусейнов. — И если бы количество участников торговой цепочки уменьшилось, что в итоге аптечные сети не «добирались» бы до верхней планки предельно существующей наценки».
«75% лекарственных средств поставляются из-за рубежа. И в условиях ожидания зимой-весной этого года нестабильности рубля некоторые дистрибьюторы заложили и закладывают некоторый дополнительный «процент риска». Несомненно, что чем длиннее цепочка посредников, тем больше процент «накрутки»«, — добавляет заместитель генерального директора аптечной сети «36,6» Герман Иноземцев.
По данным «Фармстандарта», в России действуют около 1,5 тысячи дистрибьюторов лекарственных средств. Самые крупные из них, компания «Протек» и «СИА Интернешнл», вместе контролируют около 40% рынка. При этом в Великобритании или Германии на рынке работает всего 5-6 крупных дистрибьюторов, уточняет Давид Мелик-Гусейнов.
Впрочем, в настоящее время на этом рынке происходит процесс консолидации. «На мелкие региональные компании, на организации, занимающиеся вторичной дистрибуцией, приходится около 10%», — говорит эксперт.
Крупные компании-дистрибьюторы подчеркивают, что сейчас стараются обойтись без дополнительных посредников, развивая сеть собственных представительств в регионах, заключая договора на прямые поставки лекарственных средств с производителями и аптечными сетями.
Директор департамента по связям с общественностью «СИА Интернешнл» Иван Преображенский сообщил BFM.ru, что в составе компании работает 39 дочерних предприятий в большинстве регионов России, включая Приморье. А генеральный директор «Протек» Алексей Молчанов заверил, что его компания имеет прямые контракты с абсолютным большинством фармацевтических производителей и поставляет лекарственные средства непосредственно в аптечные учреждения. «Что касается розничных предприятий, то это самостоятельные звенья торговой цепочки, которые сами принимают решение о закупках как в пользу национальных операторов, так и в пользу небольших региональных компаний. Мы не видим смысла в существовании такого большого числа мелких региональных компаний», — говорит он.
К упорядочиванию отношений с поставщиками стремятся и аптечные сети. «Мы стараемся работать с крупными национальными дистрибьюторами, сокращая цепь посредников до одного звена, а также заключаем прямые договора на поставку продукции под брендами производителей или под собственной торговой маркой «36,6» напрямую», — говорит представитель «36,6» Герман Иноземцев.
Между тем, несмотря на усилия крупных игроков рынка, цены на лекарства, по данным DSM GROUP, с января по июнь этого года выросли на 15,4%. При этом основной рост цен пришелся на импортные препараты (17,5%), отечественные лекарства подорожали на 9,1%. Средняя стоимость упаковки ГЛС на коммерческом рынке России с января по июнь выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 76 рублей. В результате потребление лекарств снизилось на 6%.
Напомним также, что ФАС в июне сообщила, что рост цен обусловлен «зависимостью российского рынка лекарственных средств от импорта». При этом ведомство усмотрело причину роста цен и в том, что ряд участников рынка поднимают розничные цены на лекарственные препараты под предлогом кризиса.
Представители аптечных сетей считают, что прежде всего в росте цен на лекарства виноваты производители. Генеральный директор компании «Alphega Аптека» в России Лариса Желткова в разговоре с BFM.ru указала на то, отечественные фармацевтические компании подняли цены на свою продукцию в среднем на 30% с начала этого года.
Причина, конечно же, в том, что российская фарминдустрия зависит от импортного сырья, и в конечной цене лекарственного препарата стоимость сырья занимает от 50 до 90%. При этом сами аптечные сети вынуждены снижать цены, теряя в прибыли. По оценке Германа Иноземцева, маржа аптечных сетей, строящих цивилизованный бизнес с высоким уровнем сервиса, теперь находится в диапазоне 20-29%.
Лариса Желткова утверждает, что этот показатель снизился в среднем на 5-10%. «Аптечные сети вынуждены снижать цены из-за падения покупательского спроса и роста конкуренции на рынке. Маржинальность теперь составляет 28-30%, — сказала она . — С такой маржой аптечные сети могут окупать свои затраты, однако дальнейшее снижение приведет к тому, что ряд компаний будут вынуждены закрыться».
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?