Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптечные сети объединяют бизнес
«Радуге» потребовалась «Первая помощь»
Аптечная сеть «Радуга», принадлежащая фармацевтической группе «Роста», объединяется с сетью «Первая помощь». Слияние выгодно обоим участникам: «Первая помощь» получит доступ к услугам четвертого по величине оптового поставщика лекарств, а «Роста» расширит рынок сбыта. Объединенные аптеки смогут войти в пятерку крупнейших сетей в России.
В пятницу Федеральная антимонопольная служба сообщила на своем сайте, что удовлетворила ходатайство кипрской D.I.P. Pharma International Holding Ltd о приобретении 100% других кипрских компаний – владельцев российских ЗАО «Первая помощь», ЗАО «Медея» и ООО «Ленинградские аптеки». Названные общества являются структурами аптечной сети «Первая помощь», бенефициары которой неизвестны. Что касается D.I.P. Pharma, то, согласно данным департамента по регистрациям компаний Кипра, одним из ее бенефициаров является основной владелец фармацевтической группы «Роста» Давид Паникашвили.
Получить комментарий господина Паникашвили вчера не удалось: он не отвечал на звонки “Ъ”. Гендиректор «Первой помощи» Александр Семенов сказал, что сделка является объединением двух сетей. Официально об этом будет объявлено сегодня, уточнил он. «Заниматься объединением “Радуги” и “Первой помощи” буду я»,– сказал господин Семенов, отказавшись раскрыть другие подробности сделки.
«Роста» – четвертый по величине фармдистрибутор в России: по данным DSM Group, в 2012 году его оборот составил 82 млрд руб., а доля на рынке лекарств – 11%. У «Роста» есть собственная аптечная сеть «Радуга»: на конец 2013 года она насчитывала 565 точек (доля на розничном рынке 1,09%) и занимала восьмую строчку рейтинга аптечных сетей IMS Health. У «Первой помощи» – 196 аптек (в том числе под брендами «Ленинградские аптеки» и «Медея»): компания занимает 15-е место среди российских аптечных сетей и доля рынка около 0,5%. Таким образом, объединенная сеть может занять пятое месте на рынке. Родным и основным регионом для «Радуги», как и для «Первой помощи», является Санкт-Петербург, но у обеих сетей есть аптеки и в других российских городах, включая Москву.
Топ-менеджер одной из фармкомпаний говорит, что «Первая помощь» в прошлом году искала инвестора, оценивая свой бизнес примерно в величину годового оборота. «Владельцы хотели продать свой бизнес более чем за 5 млрд руб., но это слишком амбициозная оценка, учитывая, что сделка не подразумевала продажу недвижимости»,– поясняет собеседник “Ъ”. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка «Первой помощи» в 2012 году составляла как раз 5 млрд руб., чистая прибыль – 26,6 млн руб.
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов считает, что, с учетом разных масштабов объединяющихся сетей, «Роста» получит как минимум контрольный пакет в совместном предприятии. «У “Первой помощи”, насколько я знаю, дела в последнее время шли не очень хорошо, поэтому объединение с “Роста” будет ей выгодно хотя бы тем, что у сети появится доступ к крупному каналу поставок лекарств, чего прежде не было»,– рассуждает господин Мелик-Гусейнов. Он уверен, что и для «Роста» объединение окажется выгодным: дистрибутор расширит возможности сбыта продукции, что особенно актуально в свете предстоящего запуска компанией собственного производства лекарств под Санкт-Петербургом.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?