Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптечная сеть 36,6 поменяла свою стратегию
Рывок «Аптечной сети 36,6» позволил ей занять лидерские позиции на рынке фармацевтического ритейла, оставив позади своих ближайших конкурентов. Однако победа далась нелегко: из-за агрессивной экспансии в регионы долговая нагрузка достигла $271 млн. Сейчас компания намерена решать эти проблемы, поэтому усиливает менеджерскую команду и существенно меняет стратегию: сосредоточившись на розничном сегменте, она будет продавать непрофильные активы.
Несколько недель назад аптечная сеть объявила о назначении главного финансового директора.
Им стал Дмитрий Анисимов, ранее занимавший аналогичную должность в компании «ВиммБилль-Данн». А в декабре прошлого года «36,6» пригласила еще одного менеджера — Джери Калмиса — на пост президента «Аптечной сети 36,6» и генерального директора управляющей компании, более известного на рынке телекоммуникационных компаний. Основные акционеры — Сергей Кривошеев и Артем Бектемиров — поставили перед ним целый ряд задач.
Расти и не сдаваться На новом месте Джери Калмис отвечает за операционное управление и стратегию расширения бизнеса. Среди первоочередных задач — повышение операционной эффективности и прибыльности бизнеса, а также управление долговой нагрузкой, которая уже всерьез обеспокоила инвесторов. С такой задачей президент «Аптечной сети 36,6» сталкивается не в первый раз. В 2001 году он пришел в «Вымпелком» на пост вице-президента. Тогда убыток компании по итогам 2000 года достигал $40 млн, и Джери Калмис с обновленной менеджерской командой должен был исправить эту ситуацию. Вместе с коллегами он провел реструктуризацию и оптимизацию существующей структуры и наладил системы контроля с целью построить прочную платформу для дальнейшего развития бизнеса. Уже по результатам 2001 года «Вымпелком» вышел на положительный уровень EBITDA. Опираясь на свой предыдущий опыт, Джери Калмис планирует по итогам текущего года вывести и фармацевтическую компанию на положительный уровень EBITDA (по итогам девяти месяцев показатель EBITDA составил -$12,8 млн). Однако подводить итоги можно будет после публикации первых результатов в текущем году (I и II кварталов), после которых можно будет судить о достижимости планов относительно всего 2008 года, отмечает аналитик ИК «Капиталъ» Марина Самохвалова.
Многие проблемы, которые пришлось тогда решать, очень схожи с проблемами аптечной сети (к примеру, нахождение оптимального баланса между ростом и эффективностью и прибыльностью бизнеса), вспоминает Джери Калмис. Уже через четыре месяца после назначения он предложил новую стратегию компании.
Аптечная сеть не намерена уступать пальму первенства, а, наоборот, собирается по-прежнему расширяться и оставаться лидером фармацевтической розницы, но с небольшими нюансами.
Если до сих пор акционеры хотели захватить рынок любой ценой, то в текущем году будет сделана ставка не только на развитие сети, но и на повышение эффективности бизнеса.
В долгосрочной перспективе через три-пять лет аптечная сеть планирует занять до 10–% российского рынка фармацевтической розницы (по итогам 2007 года компания занимает 6%) и достичь оборота $2,5– 3млрд. Более детально раскрывать планы Джери Калмис не спешит, чтобы рынок не ориентировался на конкретные цифры. В интервью B&FM президент «Аптечной сети 36,6» признался, что не знает, сколько аптек понадобится открыть, чтобы к 2011 году занять, к примеру, 10% рынка — 3 тыс. или 5 тыс. Ранее компания заявляла, что к концу 2007 года сеть будет насчитывать 1450 аптек, однако открыть удалось около 1220. Основной причиной снижения темпов роста в компании называют проблемы с внедрением программы ERP. Из-за этого возникли перебои в поставках продукции в аптеки, в том числе и московские, притом что биз нес-единица «Москва» является ключевой в структуре продаж компании.
Тем не менее в 2007 году «36,6» успела заявить о том, что в текущем году планирует открыть не менее 500 аптечных пунктов, а к 2010 году увеличить сеть до 4 тыс. торговых точек, основательно оторвавшись тем самым от всех своих конкурентов. Однако в начале года Джери Калмис объявил, что стратегия компании меняется и сеть будет расширяться не так интенсивно. В нынешнем году предполагается открыть еще меньше аптек, чем в прошлом (в 2007 году органически и за счет поглощений было открыто 386 торговых точек). Тем не менее замедление роста не должно повлиять на лидерские позиции ритейлера, считает Марина Самохвалова. На сегодняшний день «Аптечная сеть 36,6» планирует сосредоточиться не на масштабном увеличении своей розницы, а на оптимизации долговой нагрузки, повышении эффективности бизнеса и подготовке платформы для дальнейшего развития.
Решительная распродажа Подготовка действительно требуется — прошлый год для компании был не самым позитивным. Финансовые результаты по итогам девяти месяцев превзошли даже ожидания аналитиков: чистый долг вырос на 25% и достиг $300,6 млн, соотношение долг / EBITDA составило 11,6, это один из самых высоких показателей по отрасли, уточняет Марина Самохвалова. Компания продемонстрировала чистый убыток в $41,9 млн.
Негативное влияние на финансовые результаты аптечной сети оказала агрессивная политика поглощений, которую компания проводила в течение года, поясняет генеральный директор DSM Group Александр Кузин.
Дальнейший план действий Джери Калмис уже обрисовал — необходимо полностью сфокусироваться на развитии собственной розницы.
В краткосрочной перспективе компания сделает ставку на рост ее эффективности: сосредоточится на повышении качества услуг в аптечных пунктах, развитии собственных торговых марок, а также оптимизации ассортимента и ценовой политики.
Исходя из новой стратегии советом директоров принято решение распродать непрофильные активы для обеспечения финансирования розничного направления. «Мы планируем продавать непрофильные активы для финансирования текущей деятельности и реструктуризации долговой нагрузки»,— разъясняет Джери Калмис. По его словам, сейчас компания в процессе продажи своего медицинского подразделения, которое включает Европейский медицинский центр, Европейский стоматологический центр и строящийся многопрофильный стационар площадью более 5 тыс. кв. м. В качестве консультанта по сделке аптечная сеть выбрала инвестиционную компанию «Ренессанс капитал», а среди потенциальных инвесторов уже начался закрытый тендер. Постепенно будут распроданы все непрофильные активы, утверждает Джери Калмис, однако сейчас речь идет только о медицинском направлении бизнеса. Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов считает, что, продав подразделение, компания вряд ли понесет существенные потери, потому что для аптечной сети этот проект был пилотным. «Как показала практика, „,6” не сумела создать вертикально интегрированный холдинг на базе коммерческой розницы»,— утверждает он.
«Перспективы бизнеса платных услуг довольно радужны, рынок не так развит, а прибыльность его за счет высоких цен на частные медицинские услуги довольно высока»,— объясняет Марина Самохвалова. В то же время она отмечает, что продажа непрофильных активов сейчас является наиболее оптимальным решением для дальнейшего развития и улучшения финансовых показателей.
В долгий ящик В долгосрочной перспективе могут быть проданы и 50% акций в сети детских товаров «Центр раннего развития» (насчитывает семь торговых точек, открытие еще трех состоится в ближайшее время). В 2006 году «Аптечная сеть 36,6» и английская компания Early Learning Centre заключили эксклюзивный договор по развитию сети партнерских магазинов в России. В краткосрочной перспективе компания не собирается продавать это подразделение, потому что это небольшой бизнес, который не окажет существенного влияния на развитие компании в целом, признается Джери Калмис.
В конечном счете может быть реализован и производственный актив аптечной сети — компания «Верофарм». Акционеры уже не раз заявляли, что могут продать его. Планировалось, что до конца прошлого года этот актив выйдет из состава компании, однако продажа была отложена. Среди наиболее вероятных претендентов эксперты называли многих западных игроков — в середине года компания вела переговоры с фармацевтическим концерном GlaxoSmith Kline, называли также Stada, Nicomed, Krka. Сейчас менеджмент компании настроен повысить рыночную стоимость «Верофарма» и только потом принимать решение о продаже. «Продажа „Верофарма” это не вопрос времени, а вопрос цены»,— поясняет Джери Калмис. Аптечная сеть готова рассматривать предложения, если потенциальный инвестор предложит премию к текущей рыночной капитализации компании. Сейчас же, по словам президента аптечной сети, переговоры о продаже «Верофарма» ни с кем не ведутся.
Однако источник на рынке сообщает, что переговоры ведутся с компанией Stada.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?