Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Аптечная сеть 36,6 делает ставку на парафарму
Максим Кургузов, аналитик Инвесткафе:
Аптечная сеть 36,6 открыла первый концепт-магазин «Lab 36,6» в столичном «Вегасе» Араса Агаларова. В планах топ-менеджмента запуск в следующем году как минимум 5 подобных магазинов. По словам Александры Ваньте, при выручке в миллион рублей точка окупится за 3-4 месяца.
Мне этот финансовый показатель кажется завышенным и чересчур оптимистичным: по моим прогнозам, учитывая ассортимент, концепт-магазин сможет генерировать максимум 400-600 тыс. руб. в месяц.
Это очередной шаг по продвижению товаров под СТМ и расширению рынков сбыта, наряду с запуском продаж этих товаров в других аптечных сетях и магазинах. В существующей ситуации сеть 36,6 делает основную ставку именно на private label (в основном это парафармация, медтехника и косметика), в надежде получить прибыль, которую практически не способны «производить» аптеки (по моей информации EBITDA находится в отрицательной зоне). Пока деньги для аптечной сети зарабатывает производственное подразделение, то есть - Верофарм. Подписывая кредитный договор со Сбербанком, сеть особенно подчеркивала, что развитие направления собственных торговых марок поможет аптекам выйти на прибыльность.
Аптечная сеть 36,6 намеревается довести долю СТМ в общем объеме продаж до 32% с нынешних 15% (3-й квартал 2011 года), однако в некоторых регионах доля «эстээма» уже перевалила за отметку 20-25%. Надо отметить, что маржинальность в некоторых товарных группах достигает 300% и выше, средняя же - 68%. Я ожидаю, что увеличение объема продаж товаров под СТМ в 2011 году будет на уровне 43-51%, что обеспечит выручку в размере 1,5-1,6 млрд руб. Вероятно, что доля private label в объеме продаж перевалит по итогам нынешнего года отметку 13,3%, как планировала сеть ранее.
Надо сказать, что пока другие сети серьезно отстают от лидера фармритейла по объемам продаж СТМ и по доле в общем объеме выручки: у Здоровых людей и Риглы - примерно 2%.
Однако, как я отмечал ранее, меня беспокоит увлечение сети парафармацевтикой и в связи с этим отток клиентов, которые привыкли покупать в аптеках лекарства. Аптекам стоило бы увеличить долю лекарств в портфеле СТМ.
Кроме того, пока не решены многие проблемы. На полках сети по-прежнему есть пустоты, а во многих регионах федеральный лидер закупает товар по завышенным ценам у поставщиков (для 36,6 негласно существует «дорогой прайс» у ряда компаний). Кроме того, аптечная сеть не работает с ключевыми дистрибьюторами (например, в Сибири с Протеком), а также на локальных рынках. Там ее позиции были и так слабы: 36,6 теряет свою долю в связи с активностью конкурентов.
Руководство активно посещает регионы, изучает конкурентов и их ценовую политику. Известны факты, когда другие сети перекупают площади в торговых центрах, вытесняя ритейлера. Отмечу, что рынок пока так и не оценил усилия сети по снижению цен на значительную долю ассортимента. В сознании большинства людей 36,6 ассоциируется с высокими ценами, и топ-менеджменту стоит над этим серьезно работать, вкладывая дополнительные средства в маркетинговые коммуникации. Я полагаю, что уже в следующем году сеть будет вкладываться в рекламу и предложит цены ниже рынка в среднем на 5-10%.
Весьма сомнительны планы фармритейлера открыть в следующем году 200 аптек. В некоторых регионах это можно сделать только за счет сделок M&A, а на них у сети нет денег. Не исключаю, что в связи с появлением в компании Андрея Завидонова (директора по развитию и франчайзингу) 36,6 будет пробовать расти за счет франчайзинга, в том числе в странах СНГ: таких как Казахстан и Украина.
Я прогнозирую выручку в розничном сегменте по итогам года на уровне 15,5-16,9 млрд руб., а в целом по компании - 23,5-24,1 млрд руб. Вероятнее всего, 36,6 завершит год с максимальным убытком в размере 1,2-1,3 млрд руб. На прибыльность сеть планирует выйти только в 2013 году, поэтому рекомендую воздержаться от инвестиций в ее бумаги, хотя они и продаются со значительным дисконтом. www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?