Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Аптечная сеть 36,6 делает ставку на парафарму
Максим Кургузов, аналитик Инвесткафе:
Аптечная сеть 36,6 открыла первый концепт-магазин «Lab 36,6» в столичном «Вегасе» Араса Агаларова. В планах топ-менеджмента запуск в следующем году как минимум 5 подобных магазинов. По словам Александры Ваньте, при выручке в миллион рублей точка окупится за 3-4 месяца.
Мне этот финансовый показатель кажется завышенным и чересчур оптимистичным: по моим прогнозам, учитывая ассортимент, концепт-магазин сможет генерировать максимум 400-600 тыс. руб. в месяц.
Это очередной шаг по продвижению товаров под СТМ и расширению рынков сбыта, наряду с запуском продаж этих товаров в других аптечных сетях и магазинах. В существующей ситуации сеть 36,6 делает основную ставку именно на private label (в основном это парафармация, медтехника и косметика), в надежде получить прибыль, которую практически не способны «производить» аптеки (по моей информации EBITDA находится в отрицательной зоне). Пока деньги для аптечной сети зарабатывает производственное подразделение, то есть - Верофарм. Подписывая кредитный договор со Сбербанком, сеть особенно подчеркивала, что развитие направления собственных торговых марок поможет аптекам выйти на прибыльность.
Аптечная сеть 36,6 намеревается довести долю СТМ в общем объеме продаж до 32% с нынешних 15% (3-й квартал 2011 года), однако в некоторых регионах доля «эстээма» уже перевалила за отметку 20-25%. Надо отметить, что маржинальность в некоторых товарных группах достигает 300% и выше, средняя же - 68%. Я ожидаю, что увеличение объема продаж товаров под СТМ в 2011 году будет на уровне 43-51%, что обеспечит выручку в размере 1,5-1,6 млрд руб. Вероятно, что доля private label в объеме продаж перевалит по итогам нынешнего года отметку 13,3%, как планировала сеть ранее.
Надо сказать, что пока другие сети серьезно отстают от лидера фармритейла по объемам продаж СТМ и по доле в общем объеме выручки: у Здоровых людей и Риглы - примерно 2%.
Однако, как я отмечал ранее, меня беспокоит увлечение сети парафармацевтикой и в связи с этим отток клиентов, которые привыкли покупать в аптеках лекарства. Аптекам стоило бы увеличить долю лекарств в портфеле СТМ.
Кроме того, пока не решены многие проблемы. На полках сети по-прежнему есть пустоты, а во многих регионах федеральный лидер закупает товар по завышенным ценам у поставщиков (для 36,6 негласно существует «дорогой прайс» у ряда компаний). Кроме того, аптечная сеть не работает с ключевыми дистрибьюторами (например, в Сибири с Протеком), а также на локальных рынках. Там ее позиции были и так слабы: 36,6 теряет свою долю в связи с активностью конкурентов.
Руководство активно посещает регионы, изучает конкурентов и их ценовую политику. Известны факты, когда другие сети перекупают площади в торговых центрах, вытесняя ритейлера. Отмечу, что рынок пока так и не оценил усилия сети по снижению цен на значительную долю ассортимента. В сознании большинства людей 36,6 ассоциируется с высокими ценами, и топ-менеджменту стоит над этим серьезно работать, вкладывая дополнительные средства в маркетинговые коммуникации. Я полагаю, что уже в следующем году сеть будет вкладываться в рекламу и предложит цены ниже рынка в среднем на 5-10%.
Весьма сомнительны планы фармритейлера открыть в следующем году 200 аптек. В некоторых регионах это можно сделать только за счет сделок M&A, а на них у сети нет денег. Не исключаю, что в связи с появлением в компании Андрея Завидонова (директора по развитию и франчайзингу) 36,6 будет пробовать расти за счет франчайзинга, в том числе в странах СНГ: таких как Казахстан и Украина.
Я прогнозирую выручку в розничном сегменте по итогам года на уровне 15,5-16,9 млрд руб., а в целом по компании - 23,5-24,1 млрд руб. Вероятнее всего, 36,6 завершит год с максимальным убытком в размере 1,2-1,3 млрд руб. На прибыльность сеть планирует выйти только в 2013 году, поэтому рекомендую воздержаться от инвестиций в ее бумаги, хотя они и продаются со значительным дисконтом. www.rbcdaily.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?