Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Антитабачный закон выкуривают
Ритейлеры и рестораторы пожаловались на проект Минздравсоцразвития
«Русбренд», Национальная торговая ассоциация и Федерация рестораторов и отельеров просят Владимира Путина и Дмитрия Медведева не принимать антитабачный законопроект Минздравсоцразвития, который разрешает продавать сигареты только в больших магазинах и запрещает курение практически во всех общественных местах. Договориться с властью будет непросто: жесткую версию закона поддерживают многие министерства.
«Русбренд» (включает 54 производителя потребительских товаров), Национальная торговая ассоциация (НТА; объединяет торговые сети и производителей) и Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) написали обращения председателю правительства Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву с просьбой учесть их замечания к разработанному Минздравсоцразвития законопроекту «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (см. справку). Он был вынесен на публичное обсуждение 19 августа и сейчас проходит согласования в Минфине, Минпромторге, Минэкономразвития, Минсельхозе. Его основные положения должны вступить в силу в 2014–2015 годах.
«Русбренд» в обращении (копия есть у “Ъ”) называет избыточным запрет на продажу табачной продукции в нестационарных торговых объектах и магазинах площадью менее 50 кв. м. Мера приведет к закрытию 120–150 тыс. ларьков и киосков по всей стране и к нерыночному перераспределению объемов продаж в пользу более крупных операторов торговли не только табачной, но и другой продукции — напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, снеков, пишет ассоциация. А запрет на выкладку и демонстрацию табачной продукции в местах продаж противоречит действующему законодательству о защите прав потребителей, считает «Русбренд».
Главу ФРиО Игоря Бухарова волнует запрет на продажу табачной продукции в гостиницах и местах общественного питания и запрет на курение в таких заведениях. Норма должна заработать в 2015 году. ФРиО считает, что запрет приведет к торговле сигаретами с рук. «Оборот табака станет нелегальным. А некоторые рестораны, кафе и бары пострадают от оттока посетителей и будут вынуждены закрыться»,— уверен он.
По оценкам Табакпрома, объем российского табачного рынка в 2010 году составлял 393 млрд штук, или примерно $15 млрд. По оценкам Nielsen, потребление табачных изделий в России в первом полугодии 2011 года достигло 142,146 млрд штук, на крупные города приходится 71,3%. Крупнейшим каналом продаж табака в городах сейчас являются ларьки, киоски и павильоны — через них продается более 44% табачных изделий, 22,4% продают сетевые супермаркеты и гипермаркеты, еще около 20% — открытые рынки и специализированные магазины, остальное — мелкосетевая розница.
Подтвердить получение обращений в администрации президента и в правительстве вчера не удалось.
Представитель Минздравсоцразвития Софья Малявина удивилась позиции рестораторов. По ее словам, законопроект обсуждался с представителями отрасли и резкой критики от них не последовало. Другие министерства должны дать свои заключения по законопроекту до конца октября, после чего проект направят в правительство — скорее всего, до конца года.
Минэкономразвития предложит смягчить запрет на продажи в ларьках и на демонстрацию табака в магазинах, говорит директор департамента развития конкуренции министерства Марина Горохова. Другие ведомства в целом поддерживают законопроект в нынешнем виде. Минфин, в частности, согласен увеличить долю акцизов на табачную продукцию в структуре цены на табачные изделия до не менее 50% (сейчас — около 10%), что увеличит минимальную стоимость пачки сигарет с нынешних 17 руб. до примерно 60 руб. Директор департамента государственной политики в сфере АПК и информации Минсельхоза Олег Аксенов рассказал “Ъ”, что министерство предложило «несущественные корректировки». В Минпромторге комментарий не предоставили.
Кристина Бусько, Ксения Шамакина, “Ъ”
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.