Декоративное изображение
2 689

Поделиться

Антитабачный закон: малый бизнес готовится к сокращениям

Проект федерального закона о запрете курения в общественных местах подвергся критике со стороны свердловских предпринимателей и даже самих чиновников. Если бизнес опасается разорения, то областная исполнительная власть заявляет прямо: совершенно непонятны механизмы исполнения закона. Впрочем, эксперты единодушны: Россия славится именно несоблюдением законов, поэтому курить продолжат, а на приусадебных участках курящие уральцы начнут выращивать не малину, а табак.

Напомним, законопроект предполагает запрет курения в барах, ресторанах, других местах общего пользования и даже в СИЗО. Торговлю сигаретами предлагается разрешить лишь в стационарных местах продажи площадью не менее 50 кв. метров.

Медики продолжают повторять: курение вредно для здоровья, а средний возраст начала курения в России снизился до 10 лет. Противники запрета курения опровергают устоявшиеся штампы: 8 из 10 долгожителей курят.

Впрочем, никто не возлагает на новый закон больших надежд. Заместитель директора Свердловского областного центра медицинской профилактики Ольга Андриянова напоминает: жесткость российских законов обычно компенсируется необязательностью их исполнения.

«В законе нет ничего нового и прогрессивного для России. Все это уже есть и работает в разных странах», – добавила Ольга Андриянова, не теряя надежду, ведь в той же Ирландии существенно сократилось количество курильщиков после запрета курения в барах.

Представители Роспотребнадзора также высказывают сомнения в эффективности нового закона.

«Нормы, которые прописаны, благие. Но я не знаю, как осуществлять надзор. Ведь деньги, которые надо взять с нарушителя, придется выбивать через суд. В общем, написать можно все, а вот исполнить...» – отметила главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей областного Роспотребнадзора Елена Овсянникова.

Вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев усмотрел в законопроекте ущемление конституционных прав человека. При этом в пользе закона известный правозащитник сомневается, приводя в пример свою историю борьбы с вредной привычкой.

«Пока я бросал, решил провести эксперимент над собой. Стал покупать более дорогие сигареты, которые продавались в одном месте. Поначалу я действительно курил мало, однако через какое-то время я стал курить столько же, сколько и прежде. А чтобы не ездить постоянно, брал сразу по 10 блоков», – поделился собственным опытом Андрей Артемьев, добавив, что никто не помешает сделать каждому для себя сигареты доступными, купив сразу больше.

Правозащитник также уверен, что вырастет число суррогатов, ведь табак можно вырастить даже в столь суровых уральских условиях. При этом, по его словам, самокрутки гораздо вреднее, чем сигареты.

Главное – то, что эксперты не видят в новом законопроекте заботы о здоровье.

«Давайте не будем говорить о вреде курения. Это уловка табачных компаний, в которую все верят. Это просто очень хорошая реклама. Давайте лучше будем строить бассейны, катки, где дети могли бы бесплатно заниматься спортом», – заявил директор ассоциации табакокурения «Шар-Джа» Василий Амбалов.

Заговор табачных компаний и сетей видят также и сами предприниматели, торгующие сигаретами. По словам представителя малого бизнеса из Артемовского, владеющего сетью табачных киосков, Тимофея Шелякина, новый закон призван монополизировать табачный рынок и контролировать его финансовые потоки.

«Это просто канал доставки. Нужно тогда и магазинам запретить торговать. Закон же всем форматам запрещает продавать сигареты несовершеннолетним? Не нужно цепляться за формат», – посетовал предприниматель.

Впрочем, как напомнила Ольга Андриянова, именно в киосках выявляется большее число нарушений по продаже табачной продукции несовершеннолетним.

Представители Минпромторга объясняют: нынешняя политика государства направлена на развитие современных форматов торговли. Сетям в этой ситуации, действительно, будет удобно. Хотя некоторые ограничения также могут заставить сети отказаться от продажи сигарет.

Между тем, по словам Андрея Артемьева, новый закон ударит по малому бизнесу области. Так, в среднем 50–100 человек, в зависимости от размера населенного пункта, потеряют свое место работы.

Екатеринбургские заведения общественного питания готовятся к нововведению каждое по-своему. Кто-то вообще не опасается снижения притока посетителей, а кто-то уже начал продавать вместо обычных сигарет электронные.

Алена Тымонюк, УралБизнесКонсалтинг 

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами