Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Антикризисная плесень
Кризис серьезно ударил по торговле продуктами питания, причем проблемы появились не только у производителей и продавцов дешевой продукции, качество которой и без того оставляло желать лучшего. Несмотря на бодрые заявления представителей торговых сетей «элитного» уровня, часть таких магазинов в Москве закрывается, а многие из оставшихся начинают экономить на покупателях, иногда с угрозой для их здоровья.
Если говорить о «бюджетных» магазинах и рынках для малоимущих, то тут все просто. В Европе в связи с кризисом в последнее время появилась масса продовольственных рынков, куда производители отправляют на распродажу по сниженным ценам продукты питания, у которых вот-вот истечет срок годности. А в России продают откровенно просроченные продукты, ничуть этого не стесняясь и, фактически, с молчаливого согласия Роспотребнадзора.
По данным ряда СМИ в Москве существует уже несколько «дисконтных» рынков просроченных продуктов питания, отовариваются на которых чаще всего пенсионеры и иностранные наемные работники. Тот же пакет просроченного стерилизованного молока длительного хранения (обычно срок хранения у него 6 месяцев) стоит там всего около 5 рублей.
Но никто не сообщает несчастным покупателям, что в отличие от просроченного пастеризованного молока, прекрасно сворачивающегося и превращающегося вначале в простоквашу, а затем — в творог, так называемое «долгоиграющее» молоко, большая часть которого производится с добавлением «порошкового» молока, после истечения срока годности может быть просто опасно для здоровья и в пищу употребляться не может.
Если же говорить о так называемых «элитных» продуктах питания, то в этой категории в кризис самыми распространенными способами продажи просроченных продуктов стали два – полулегальный и совсем нелегальный. Первый – это изменение договоров с поставщиками, когда по согласию магазина изменяется качество поставляемой продукции, обычно, без указания об этом на этикетке. Второй откровенно незаконный: в связи с уменьшением количества покупателей, товар не успевают распродать, а потом либо убирают дату изготовления с упаковок, либо заменяют ее, там где это возможно.
Не далее как на текущей неделе автор этих строк на собственном опыте убедился в том, как это происходит. Купив в фирменном магазине «У Палыча» (марка, позиционирующая себя как элитная, в том числе и по цене на большинство товаров) кондитерское изделие под названием профитроли, дома он обнаружил, что крем, которым они были наполнены, заплесневел. Так как профитроли снаружи состоят из теста, заметить плесень можно было лишь откусив или разломив их.
Попытки обнаружить на коробке дату изготовления не увенчались успехом. И это не удивительно – как выяснилось позднее, на большинство товаров марки «У Палыча» наклеивается обычная маленькая бирочка из белой бумаги, отлепить или, что немаловажно, заменить которую, не представляет труда. При этом значительная часть торговой сети этого производителя работает по франшизе – то есть, магазины вешают «опознавательные знаки» фирмы-производителя, продают ее товары, но не принадлежат ей.
Надо отметить, что реакция со стороны производителя и его официального дистрибьютора на сообщение о том, что в их сети продается, мягко говоря, несвежий товар, последовала незамедлительно. Представители торговой марки «У Палыча» и посетили магазин, где были приобретены злополучные профитроли, и встретились с покупателем. Как сообщил «Росбалту» официальный представитель фирмы, такое у них «происходит впервые». Испорченный товар, изъятие которого было официально подтверждено, направят на экспертизу, по итогам которой можно будет проследить всю цепочку следования данной коробки от производителя до магазина, а также сделать выводы о том, кто виноват в том, что плесневелые профитроли продавались в фирменном магазине на одной из крупнейших улиц Москвы. По итогам данной экспертизы торговая марка «У Палыча» готова будет дать «официальные объяснения».
Такая оперативность не может не радовать, поскольку в большинстве случаев производители стремятся замять скандал, не проводя особых расследований, или, по крайней мере, не извещая об их результатах широкую общественность. Дело осложняется и тем, что в торговых сетях, продающих «элитные» продукты питания, большая часть продукции – импортного производства.
Если в той же французской торговой сети «Ашан» , которая вынуждена была в последнее время из-за роста количества претензий со стороны московских властей временно прекратить торговлю спиртным в столичных магазинах, можно хотя бы обратиться в их собственную службу качества с жалобой, то во многих сетевых магазинах вас попросят обращаться напрямую к производителю – куда-нибудь во Францию или Новую Зеландию, ссылаясь как в произведении Джека Лондона на то, что «еще когда эти яйца попали на Клондайк, они уже тогда были тухлыми».
Иван Преображенский, Росбалт
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?