Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Английский "Связной"
Сотовый ритейлер запланировал IPO на LSE
Второй по величине сотовый ритейлер России «Связной» готовиться разместить в следующем году до 40% своих акций на LSE. Инвестбанки оценивают стоимость компании в $1,8–2,6 млрд, таким образом, продаваемый пакет может стоить $0,7–1 млрд. Недавняя попытка лидера рынка «Евросети» выйти на биржу закончилась неудачей. При оценке в $2,7–3,3 млрд сеть была вынуждена отложить IPO из-за отсутствия спроса.
IPO «Связного» может состояться в апреле-мае или октябре 2012 года, а основной площадкой станет LSE, заявил вчера гендиректор компании Денис Людковский. Банки—организаторы размещения пока не выбраны. В тендере участвуют 13 инвестбанков, по их предварительной оценке, стоимость компании составляет $1,8–2,6 млрд, рассказал господин Людковский. В ходе размещения ритейлер может предложить инвесторам до 40% своих акций. Вырученные от IPO деньги планируется направить на развитие других проектов группы — банка «Связной», ювелирной сети Pandora, проектов «Связной-маркет», IP-телевидения.
«Связной» управляет 2475 магазинами в России. Выручка по итогам первого полугодия — 29,3 млрд руб., EBITDA — 1,3 млрд руб., общий долг — около 10 млрд руб. 99,99% ритейлера принадлежит нидерландской Svyaznoy N. V., ее основной владелец — Максим Ноготков.
«Связной» — второй игрок рынка сотового ритейла России. По итогам июня продажи телефонов в России составили примерно 3,1 млн штук, из них «Евросеть» продала 31,2%, «Связной» — 22,9%, РТК (сеть МТС) — 12,5%, а остальное пришлось на другие сети, говорит аналитик Telecom Daily Денис Кусков. По оценке преподавателя программы «МВА-Маркетинг» АНХ, бывшего вице-президента по маркетингу «Евросети» Владимира Богданова, по итогам первого полугодия 2011 года в России было продано 17,5 млн сотовых телефонов, а объем рынка составил 72,3 млрд руб. Доля «Евросети» — 28% рынка в штучном и 27% в денежном выражении, доля «Связного» — 22% по обоим показателям.
Весной этого года разместить на LSE до 40% акций своей головной компании также планировала «Евросеть» (на 31 декабря 2010 года управляла 4014 точками продаж в России). Тогда банки—организаторы IPO установили ценовой коридор в $2,7–3,3 млрд, однако из-за недостаточного спроса размещение было отложено на неопределенный срок.
«Евросеть» еще не публиковала результаты первого полугодия. В 2010 году EBITDA компании равнялась 8,37 млрд руб. ($275,9 млн по среднему курсу за 2010 год), а у «Связного» почти в два раза меньше — 4,2 млрд руб. ($138 млн). Один из организаторов IPO «Евросети» прогнозировал EBITDA компании в 2011 году в размере $339 млн, таким образом, сеть при размещении оценивалась по мультипликатору 7,9–9,7 EBITDA 2011 года без учета долга. Исходя из прогноза «Связного» по рентабельности EBITDA в 7,7% и выручке минимум в 66,5 млрд руб., по итогам 2011 года его EBITDA может составить 5,12 млрд руб. ($186 млн по курсу ЦБ РФ на вчера). То есть компания могла быть оценена по мультипликатору 9,6–13,9 EBITDA 2011 года, однако если показатели в 2012 году вырастут, мультипликаторы будут ниже. Денис Людковский не стал комментировать эти расчеты.
Президент «Евросети» Александр Малис считает, что IPO необходимо конкуренту в первую очередь для погашения долгов. «В прошлом полугодии «Связной» заявлял, что получил от МТС за управление ее монобрендовой сетью (РТК.— «Ъ») 1,6 млрд руб. В этом полугодии сумма должна быть сопоставимой, причем это должен был быть последний платеж со стороны оператора. Таким образом, можно сделать вывод, что компания операционно убыточна»,— рассуждает господин Малис. По его оценке, справедливая стоимость компании составляет не более $600 млн, а само IPO вряд ли состоится. «Скорее всего, ритейлер продаст пакет акций стороннему инвестору»,— считает Александр Малис. Господин Людковский не комментирует заявления конкурента, оговариваясь лишь, что платеж со стороны МТС составляет менее 10% gross margin «Связного» по итогам полугодия.
Анна Балашова, Кристина Бусько
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?