Декоративное изображение
3 312

Поделиться

Андрей Рогачев сворачивает сеть во Флориде

Хватит кормить Америку. Андрей Рогачев отказался от развития продуктовой сети во Флориде

Андрей Рогачев, создатель дискаунтеров «Пятерочка» и гипермаркетов «Карусель», свернул свой новый проект Okey-Dokey в США. Предприниматель планировал создать во Флориде сеть с оборотом в $1 млрд, но уже этим летом принял решение закрыть 11 магазинов в Майами и начал поиск арендаторов на освободившиеся площади. Господину Рогачеву, утверждающему, что он продал свой пакет акций Х5 Retail Group за $1 млрд, могло не хватить ресурсов сразу на два крупных проекта. Теперь он сосредоточится на развитии российской сети «Верный».

Сообщения о том, что Андрей Рогачев сворачивает проект создания в США продуктовой сети, появились на специализированных американских интернет-ресурсах еще в июне, вчера ее подтвердили два источника, знакомые с предпринимателем. 11 магазинов сети во Флориде закрыты, их персонал распущен. Собеседник “Ъ” уточняет, что местные брокеры начали поиск арендаторов на данные помещения плюс распределительный центр во Флориде. «Проект остановился в развитии на первых этапах своей жизни»,– лаконичен знакомый господина Рогачева. Сам бизнесмен отказался уточнять “Ъ”, почему решил закрыть магазины во Флориде.

О том, что Андрей Рогачев запускает два новых проекта в продуктовом ритейле, стало известно в прошлом году. В России бизнесмен решил открывать дискаунтеры «Верный», в Америке аналогичный формат Okey-Dokey – их концепция практически идентична созданной в 1998 году Андреем Рогачевым вместе с партнерами сети дискаунтеров «Пятерочка». Господин Рогачев намеревался в прошлом году открыть до 60 магазинов Okey-Dokey во Флориде, говорится в презентации этого проекта. К 2016 году сеть должна была увеличиться до 400 торговых объектов с оборотом в $1 млрд. Магазины в Америке были ориентированы на покупателей с низким и средним доходом, их площадь насчитывала 500–700 кв. м, а ассортимент – 4 тыс. наименований. Проектом руководил экс-финдиректор «Пятерочки» и «Карусели», а также нынешний глава TerraOn (инвестиционно-банковская группа, созданная Андреем Рогачевым) Денис Лепеха.

Журнал Forbes оценивает личное состояние Андрея Рогачева в $750 млн (141-е место в списке богатейших людей России за 2013 год). Бизнесмен известен в продуктовом ритейле как сооснователь сетей «Пятерочка» (создана в 1998 году и продана «Альфа групп» в 2006 году, став частью X5 Retail Group) и «Карусель» (появилась в 2005 году и в 2008 году продана Х5). Также занимался девелопментом (компании ЛЭК и «Макромир»). Партнерами господина Рогачева в продуктовой рознице были Татьяна Франус, Игорь Видяев и Александр Гирда, которым сейчас принадлежит 16,35% Х5 Retail Group. Сам Андрей Рогачев утверждает, что продал свои акции Х5 Retail Group – 11,14% стоимостью более $1 млрд – в 2010 году.

По итогам 2012 года розничный рынок США составил $4,36 трлн, из них 48,2% пришлось на продуктовую торговлю, по данным US Census. Крупнейшими игроками на местном рынке являются Walmart, Kroger и Costco. Бывший топ-менеджер Walmart Лев Хасис думает, что отказ от развития сети во Флориде может быть связан с тем, что Андрей Рогачев мог решить сфокусироваться на российском рынке. «Он начинал два start-up одновременно, что требует больших денежных вливаний, большого объема личного времени. Тем более если учесть тот факт, что проекты находились в двух разных странах»,– перечисляет господин Хасис. Кроме того, продолжает он, инвестор должен уделять внимание двум торговым сетям, несмотря на то что у каждой из них своя команда.

Глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что бизнесмен недооценил конкурентную ситуацию на американском рынке, «где все сегменты и ниши заняты, а показатели по рентабельности низкие», более того, не была сформирована сильная команда, которая могла стать успешной на рынке США. «Мне кажется, в какой-то момент он понял, что не сможет сформировать в Америке бизнес с адекватной капитализацией и доходностью»,– добавляет господин Бурмистров. В частности, рентабельность по EBITDA крупнейшей российской сети «Магнит» за девять месяцев этого года составляла 10,64%, у Х5 Retail Group – 7%, а у американской Walmart рентабельность по операционной прибыли составляет 5,9%.

В России проект господина Рогачева «Верный» действительно развивается куда успешнее. Осенью прошлого года были открыты первые магазины в Москве, Санкт-Петербурге, в планах до 2015 года открыть не менее 400 магазинов. Брокеры торговой недвижимости оценивали инвестиции в открытия на уровне $1,5 млрд.

Площадь магазинов «Верный» составляет до 900 кв. м, количество наименований – 3,5 тыс. Руководит проектом бывший глава «Пятерочки» Олег Высоцкий. Сейчас сеть насчитывает 120 магазинов в обеих столицах и областях, а также в Екатеринбурге. Более того, подписаны два договора на строительство распределительных центров в Москве и Санкт-Петербурге. Площадь каждого – более 40 тыс. кв. м, уточнил господин Высоцкий. В этом проекте задействовано более десяти бывших менеджеров Х5 Retail Group. Большинство из них инвестирует в новый проект и является его совладельцами. Речь идет в том числе о бывшем главе уральского филиала Х5 Retail Group Алексее Ваганове и бывшем директоре по маркетингу «Пятерочки» Марине Ратниковой.

Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами