Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Американская IGA выйдет на рынок РФ до конца года, ей поможет "Меркурий"
Спустя год после покупки розничной сети "Дикси" дистрибуторская компания "Мегаполис" (входит в ГК "Меркурий" миллиардера Игоря Кесаева) запускает еще один розничный проект. "Мегаполис" будет продавать региональным ритейлерам франшизы крупнейшего в мире торгово-закупочного альянса Independent Grocery Alliance (IGA; 4,4 тыс. магазинов в США и Европе). Новое партнерство позволит Игорю Кесаеву усилить собственный бизнес: в России работает около 300-500 розничных сетей, на которых "Мегаполис" как дистрибутор может выйти через продажу IGA.
Вчера российская дистрибуторская компания "Мегаполис", входящая в ГК "Меркурий" Игоря Кесаева, подписала соглашение с американским торгово-закупочным альянсом Independent Grocers Alliance (IGA), говорится в совместном сообщении компаний. По условиям соглашения, уже с конца этого года "Мегаполис" начнет продавать франшизу на открытие магазинов под брендом IGA в России. По условиям сеть, вступившая в розничный альянс, может свое название не менять, а просто поставить рядом с собственным названием значок IGA.
Как пояснил вице-президент по корпоративным коммуникациям ГК "Меркурий" Роберт Мэй, цена на франшизу IGA еще не определена, и предложений от российских розничных сетей на вступление в альянс пока не поступало. "Планируется, что "Мегаполис" станет дистрибутором российской IGA",— говорит господин Мэй. "Мегаполис" — эксклюзивный дистрибутор продукции Philip Morris, Gallaher Liggett-Ducat, Imperial Tobacco, Altadis и JTI (контролирует более 70% продаж сигарет в России). Также занимается дистрибуцией пива, снэков и т. д. Оборот компании в 2007 году достиг $5,5 млрд. Сотрудничество с участниками альянса позволит ей ускорить рост. Господин Мэй подчеркивает, что продуктовая сеть "Дикси" (51% принадлежит ГК "Меркурий") в альянс не войдет, а проект будет ориентирован прежде всего на региональную несетевую розницу.
Традиционно IGA выдает генеральную лицензию при входе на новый рынок крупной оптовой компании, которая может обеспечить магазинам до 90% выполнения заказа, говорит совладелец сети АБК Леонид Абаюшкин. Переговоры с IGA также вела торгово-закупочная система "Т три С" (компания, созданная в конце прошлого года Союзом независимых розничных сетей России, объединяющая 30 региональных ритейлеров). Как рассказал исполнительный директор "Т три С" Кирилл Евстигнеев, его компания не сошлась с IGA "по принципиальным вопросам" и отказалась от дальнейших переговоров в начале лета. По его словам, обычно годовой взнос за франшизу для ритейлеров очень разнится — это могут быть как десятки, так и сотни тысяч долларов.
Розничный альянс IGA, созданный в 1926 году Фрэнком Граймсом, представляет собой альянс оптовых компаний, розничных продавцов и производителей. Сейчас IGA считается крупнейшей в мире франчайзинговой сетью супермаркетов — по итогам 2007 года IGA объединяла 4 тыс. магазинов, 36 дистрибуторских компаний и более 55 производителей. Годовой оборот в 2007 году — свыше $21 млрд.
Компания "Мегаполис" входит в ГК "Меркурий" (девелопмент, производство и дистрибуция водки, нефтяной бизнес). Оборот ГК в 2007 году — около $8 млрд.
ГК "Меркурий" — не первый партнер IGA в России: в 2003 году лицензия на бренд IGA досталась небольшой оптовой компании "Хороший выбор". Тогда оптовик установил размер первоначального взноса для ритейлеров на уровне $3 тыс., ежемесячный платеж — $300. Но проект не задался — у компании возникли проблемы с процедурой регистрации товарного знака в России, а у российского партнера было недостаточно ресурсов для развития проекта.
По оценке господина Абаюшкина, сейчас в России работает 300-500 розничных сетей (не менее чем по 20 магазинов), а единичных магазинов по его приблизительным подсчетам — несколько сотен тысяч. "Конечно, все их объединить не удастся, но тут большое поле для деятельности: рынок не консолидирован",— отмечает эксперт.
Несмотря на то, что закупочные альянсы успешно работают на Западе, в России у таких объединений перспектив немного, считает директор Prosperity Management Алексей Кривошапко. "Например, такие крупнейшие франчайзинговые сети, как "Копейка", "Пятерочка" и Spar, никаких закупочных бонусов от поставщиков и производителей не получают, и региональные ритейлеры самостоятельно заключают контракты без каких-либо льгот. Производители пока также неохотно идут навстречу подобным инициативам",— рассуждает он. Примеров розничных альянсов тоже немного: кроме "Т три С", в России работала компания "Столица" (включала в себя 8 юридических лиц). Постепенно участники альянса "Столица" выходили из бизнеса, продавая свои сети другим ритейлерам (например "Столицу-Север" купил холдинг "Марта").
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?