Декоративное изображение
4 236

Поделиться

Американская IGA выйдет на рынок РФ до конца года, ей поможет "Меркурий"

Спустя год после покупки розничной сети "Дикси" дистрибуторская компания "Мегаполис" (входит в ГК "Меркурий" миллиардера Игоря Кесаева) запускает еще один розничный проект. "Мегаполис" будет продавать региональным ритейлерам франшизы крупнейшего в мире торгово-закупочного альянса Independent Grocery Alliance (IGA; 4,4 тыс. магазинов в США и Европе). Новое партнерство позволит Игорю Кесаеву усилить собственный бизнес: в России работает около 300-500 розничных сетей, на которых "Мегаполис" как дистрибутор может выйти через продажу IGA.

Вчера российская дистрибуторская компания "Мегаполис", входящая в ГК "Меркурий" Игоря Кесаева, подписала соглашение с американским торгово-закупочным альянсом Independent Grocers Alliance (IGA), говорится в совместном сообщении компаний. По условиям соглашения, уже с конца этого года "Мегаполис" начнет продавать франшизу на открытие магазинов под брендом IGA в России. По условиям сеть, вступившая в розничный альянс, может свое название не менять, а просто поставить рядом с собственным названием значок IGA.

Как пояснил вице-президент по корпоративным коммуникациям ГК "Меркурий" Роберт Мэй, цена на франшизу IGA еще не определена, и предложений от российских розничных сетей на вступление в альянс пока не поступало. "Планируется, что "Мегаполис" станет дистрибутором российской IGA",— говорит господин Мэй. "Мегаполис" — эксклюзивный дистрибутор продукции Philip Morris, Gallaher Liggett-Ducat, Imperial Tobacco, Altadis и JTI (контролирует более 70% продаж сигарет в России). Также занимается дистрибуцией пива, снэков и т. д. Оборот компании в 2007 году достиг $5,5 млрд. Сотрудничество с участниками альянса позволит ей ускорить рост. Господин Мэй подчеркивает, что продуктовая сеть "Дикси" (51% принадлежит ГК "Меркурий") в альянс не войдет, а проект будет ориентирован прежде всего на региональную несетевую розницу.

Традиционно IGA выдает генеральную лицензию при входе на новый рынок крупной оптовой компании, которая может обеспечить магазинам до 90% выполнения заказа, говорит совладелец сети АБК Леонид Абаюшкин. Переговоры с IGA также вела торгово-закупочная система "Т три С" (компания, созданная в конце прошлого года Союзом независимых розничных сетей России, объединяющая 30 региональных ритейлеров). Как рассказал исполнительный директор "Т три С" Кирилл Евстигнеев, его компания не сошлась с IGA "по принципиальным вопросам" и отказалась от дальнейших переговоров в начале лета. По его словам, обычно годовой взнос за франшизу для ритейлеров очень разнится — это могут быть как десятки, так и сотни тысяч долларов.

Розничный альянс IGA, созданный в 1926 году Фрэнком Граймсом, представляет собой альянс оптовых компаний, розничных продавцов и производителей. Сейчас IGA считается крупнейшей в мире франчайзинговой сетью супермаркетов — по итогам 2007 года IGA объединяла 4 тыс. магазинов, 36 дистрибуторских компаний и более 55 производителей. Годовой оборот в 2007 году — свыше $21 млрд.

Компания "Мегаполис" входит в ГК "Меркурий" (девелопмент, производство и дистрибуция водки, нефтяной бизнес). Оборот ГК в 2007 году — около $8 млрд.

ГК "Меркурий" — не первый партнер IGA в России: в 2003 году лицензия на бренд IGA досталась небольшой оптовой компании "Хороший выбор". Тогда оптовик установил размер первоначального взноса для ритейлеров на уровне $3 тыс., ежемесячный платеж — $300. Но проект не задался — у компании возникли проблемы с процедурой регистрации товарного знака в России, а у российского партнера было недостаточно ресурсов для развития проекта.

По оценке господина Абаюшкина, сейчас в России работает 300-500 розничных сетей (не менее чем по 20 магазинов), а единичных магазинов по его приблизительным подсчетам — несколько сотен тысяч. "Конечно, все их объединить не удастся, но тут большое поле для деятельности: рынок не консолидирован",— отмечает эксперт.

Несмотря на то, что закупочные альянсы успешно работают на Западе, в России у таких объединений перспектив немного, считает директор Prosperity Management Алексей Кривошапко. "Например, такие крупнейшие франчайзинговые сети, как "Копейка", "Пятерочка" и Spar, никаких закупочных бонусов от поставщиков и производителей не получают, и региональные ритейлеры самостоятельно заключают контракты без каких-либо льгот. Производители пока также неохотно идут навстречу подобным инициативам",— рассуждает он. Примеров розничных альянсов тоже немного: кроме "Т три С", в России работала компания "Столица" (включала в себя 8 юридических лиц). Постепенно участники альянса "Столица" выходили из бизнеса, продавая свои сети другим ритейлерам (например "Столицу-Север" купил холдинг "Марта").

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами