Декоративное изображение
2 440

Поделиться

Алтайский край: Барнаул - открытый город

Опрос проведен в ноябре 2011 года

Какие покупки вы совершали за последние полгода?

  • Одежда – 44
  • Медицина – 24,5
  • Отдых – 19
  • Ремонт – 18,5
  • Развлечения – 13,5
  • Образование – 12
  • Ничего – 21,5

В % от числа опрошенных. Источник: «Ромир»

Когда в XVIII веке Акинфий Демидов создавал поселение на месте будущего Барнаула, то задумывал город как промышленный. Во втором десятилетии XXI века наш город можно считать скорее торговым: по обеспеченности торговыми площадями (на 1 000 человек) Барнаул уже обогнал Санкт-Петербург и дышит в спину Москве. Подобные индикаторы можно считать спорными, но факт остается фактом: торговля в краевой столице развивается гораздо быстрее, чем промышленность. Хорошо это или плохо?

Хорошо ли, что Барнаул становится торговым городом?

Сергей Галицкий, совладелец сети «Магнит»:

Я знаю од­но, что розничные сети снижают инфляцию в любой стране. Это доказано везде. И это почему-то не является важным для нашего правительства. Если вы хотите, чтобы продукты покупателям доставались дешевле, то помогайте развиваться розничным сетям, а не ставьте на их пути препоны.

Производство – дело государства

Виктор Беляев, доктор экономических наук, завкафедрой экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ:

Сейчас Барнаул приближается к точке насыщения торговыми площадями, но пока ее не достиг. И спрогнозировать, когда мы ее достигнем, нельзя – нет таких цифр. Сколько бы ни открывалось торговых центров, они не пустуют. Значит, все, что строится, пока востребовано. Вопрос о соотношении торговли и производства: сколько должно быть того и другого – непростой и непрямолинейный. Но, я думаю, торговля должна выравниваться рынком, а производство политической волей руководителей. И Барнаул как административная единица должен все-таки развиваться за счет производства.

Не надо уменьшать темпы роста торговых площадей, не надо за­крывать магазины. Пусть сами бизнесмены определят, когда им остановиться. Но вот промышленное производство должно поддерживаться государством. Должны быть субсидии для развития отраслей, которые имеют большие перспективы в силу специфики края. Химическая промышленность нам, по-моему, точно не нужна. А вот сельхозмашиностроение следовало бы развивать. Продукцию на основе молока, меда и муки однозначно надо производить, осваивая новые рынки.

Когда-то США вывезли за рубеж все производство. Сейчас Барак Обама говорит о том, что все надо вернуть и создать рабочие места. Ему вторит Владимир Путин, декларируя необходимость создания высокотехнологичных рабочих мест. Но не уточняет, за счет каких ресурсов их создавать. Что именно за места? Токари, слесари, пекари? Никакой конкретики. Потребление зависит от производства материального продукта. Да, теория постиндустриального общества говорит о том, что доля услуг в ВВП порой достигает 80%. В США люди существуют за счет того, что основной их материальный продукт производится в странах Юго-Восточной Азии, где труд дешевый. Но и там ситуация меняется. В 2008 году китайцы переориентировали свою экономику, и их ВВП вырос только за счет того, что они стали меньше покупать в Америке и Европе.

Очереди – это ненормально

Валерий Скубневский, профессор кафедры отечественной истории АлтГУ:

Торговые центры строятся не только в нашем городе. В свое время эта волна началась в Европе и постепенно дошла до нас. При этом неразвитость промышленности является другой стороной медали, и понятно, что это очень плохо. Если развивается торговля, то нужно, чтобы промышленность тоже присутствовала, иначе продавцы будут продавать продавцам.

На рубеже XIX–XX веков, когда в Барнауле был закрыт сереброплавильный завод, промышленность в городе была крайне слабой. В то же время торговля развивалась очень бурно, но ее основой была скупка зерна и масла. Одновременно здесь велась реализация сельхозтехники. То есть торговля имела аграрную специфику, но попутно строились и большие магазины, как их тогда называли, «для чистой публики». Наряду с этим функционировали и базары, и многочисленные лавочки. То есть можно сказать, что в начале ХХ века Барнаул был более торговым, нежели промышленным.

В советское время началась индустриализация, и все внимание было сосредоточено на промышленности. Появление ЦУМа в свое время было целым событием.

Увеличение торговых площадей можно считать положительным моментом. Потому что привычка к очередям советского периода – это ненормально. Конечно, с точки зрения рядового горожанина, кажется, что торговых объектов уже много. Однако неподалеку от моего дома расположилось, например, пять-шесть кондитерских магазинов, в то же время нет овощных, то есть я испытываю определенный дефицит.

Качественных магазинов немного

Анна Поломошнова, администратор ТЦ «Прос­пект»:

Я думаю, это нормально. Процессы, происходящие на рынке, не выдуманы, чтобы размышлять, прав или не прав был тот человек, который так решил. Все что ни происходит на рынке, рынком оправдано. Все лишнее рано или поздно отомрет. Сегодня сформировалась большая масса неуспешных объектов, которые не удовлетворяют спрос покупателей. Качественных торговых центров на самом деле немного. В прошлом году была запущена «Весна», «Концерн СВ» заявил о строительстве торгового комплекса «Арена». Пожалуй, после этого можно будет сказать, что рынок поделен.

Отличить качественный торговый центр от некачественного просто, достаточно посмотреть на количество занятых мест на парковке в данный, скажем так, исторический период. Понятие «качественный» равно понятию «успешный». Конечно, оно подразумевает определенные составляющие, но это уже тонкости. Очень многое определяют архитектура, фасад, навигация, свет. Нельзя строить торговые центры, которые популярны сегодня, нужно смотреть дальше. Пока вы строите, ваш объект может морально устареть, а нужно, чтобы после введения в эксплуатацию он был актуален еще хотя бы пять лет, чтобы после этого провести реконцепцию и вывести объект на новый уровень. В этом сегодня состоит проблема как для архитекторов, так и для собственников, которые не имеют большого опыта в этой сфере. А спрос, по крайней мере, среди арендаторов есть, и крупные торговые центры предлагают весьма высокие ставки.

Опрос. Что нужно производить в Барнауле?

Данил Снитко, арт-директор PUNK YOU:

Думаю, что надо производить то, что лучше получается. Например, неплохо у нас в городе выходит пищевая продукция. Край, опять же, горный, экологичный, то есть подходящий. А вводить какие-то новые отрасли только для того, чтобы что-то производить, я считаю глупым.

Ирина Слесарева, директор туристической фирмы «Арго»:

Прежде всего, надо поддержать все производство, которое есть сейчас. Было бы хорошо, если бы развивалась переработка сельскохозяйственной продукции. А вообще, образы «производства» у разных поколений разные. Сегодня это уже не громадные заводы и фабрики. Вот в нашем АлтГТУ обучается много специалистов, которые могли бы найти себя в информационных технологиях. Значит, нужны соответствующие производства!

Денис Климонтов, веб-дизайнер студии интернет-решений «Сибирикс»:

В данный момент единственный вариант развития – это восстановить те заводы, которые еще можно возродить. Возможно, их надо для этого продать новым собственникам, которые не превратят их в очередной супер-пупер-маркет.

Сколько магазинов нужно для счастья?

Формально можно с уверенностью сказать, что торговых площадей в Барнауле много. Существенно больше нормы. Соотношение рассчитанного для Барнаула норматива и реального положения дел известно чиновникам, но что делать с этими цифрами, они не знают. Закрывать существующие магазины или вводить запрет на открытие новых не позволят ни закон, ни здравый смысл. Наверное, и сами барнаульцы не особенно обрадовались бы такой политике.

Аналитики рынка вообще не склонны оценивать положение дел в ритейле с точки зрения общего вала магазинов. Им важнее посмотреть объем качественной торговой недвижимости. Это понятие довольно размыто, но, к примеру, в компании Jones Lang LaSalle считают, что качественный торговый центр должен иметь площадь свыше 5 тыс. кв. метров, якорного арендатора и торговую галерею магазинов, заполненную преимущественно сетевыми ритейлерами. И если исходить из таких стандартов, то обеспеченность барнаульцев торговлей сразу значительно снижается: с 705 кв. метров (на 1 000 жителей) до 217.

Становится понятно, почему жители краевой столицы охотно ездят на шопинг в новосибирскую «Мегу», стараются успеть пройтись по магазинам в Москве или за границей. Так все-таки мало нам магазинов или много? Если обратиться к мнению комментаторов-скептиков, которые регулярно сокрушаются на сайте altapress.ru по поводу открытия нового торгового объекта, то мы увидим, что у барнаульцев вызывает раздражение не столько факт развития торговли сам по себе, сколько стагнация промышленности на этом фоне.

К сожалению, в науке не существует стандарта, опираясь на который мы могли бы точно сказать, сколько промышленных площадей должно приходиться на душу населения города или на тысячу человек. Должны ли торговые площади быть равными промышленным по объему или иметь иное соотношение? Ответа на этот вопрос нет, а рынок создал то, что создал. При нашем, кстати, с вами участии в качестве потребителей.

ИД «Алтапресс», Свободный курс

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами