Декоративное изображение
5 954

Поделиться

Алкогольные холдинги РФ из-за финкризиса замораживают сделки и новые проекты

Большинство намеченных на этот год сделок в алкогольной отрасли из-за кризиса не состоятся. Дистрибуторская компания "Гармония" отказалась от покупки московского "ГБ Холдинг вин", польский холдинг Belvedere не станет приобретать контрольный пакет калужского завода "Кристалл", а украинский производитель "Хортица" замораживает строительство завода под Петербургом. Выпуск водки в январе—сентябре сократился незначительно (97,3% к аналогичному периоду 2007-го), но производители опасаются падения продаж дорогих брендов.

Нижегородская группа "Гармония" (по собственным данным, в 2007 году контролировала 6% всех оптовых продаж крепкого алкоголя и импортного вина в России) отказалась от покупки дистрибуторского бизнеса "ГБ Холдинг вин", рассказал гендиректор "Гармонии" Сергей Моторкин. Ранее дистрибутор планировал выкупить ООО "Торговый дом "Холдинг вин"", ООО "Холдинг вин СПб" и ООО "Холдинг вин Екатеринбург" (основные активы — права аренды на склады, лицензии на продажу алкоголя и сама торговая марка), чтобы выйти на рынки других городов. Для развития дистрибуции в Москве нужны средства (у "Гармонии" был запланирован бюджет в $12 млн), но брать кредиты на нынешних условиях нецелесообразно, объясняет господин Моторкин.

Гендиректор украинского "Имидж Холдинга" (водка "Хортица") Сергей Величко признает, что из-за кризиса у его компании "подвисли" планы по строительству крупнейшего в России ликероводочного завода. Предполагалось, что в течение 2009 года холдинг построит под Петербургом завод мощностью 18 млн дал ликероводочной продукции в год: в ноябре 2007-го под эту стройку компания купила 20 га земли в Ломоносовском районе Ленинградской области. Теперь, по словам господина Величко, сроки запуска сдвинулись "на шесть-девять месяцев". Пока ведутся проектные работы. Сама стройка возобновится, когда ситуация на финансовых рынках стабилизируется.

Отложил поиск покупателя один из крупнейших ликероводочных заводов в России — калужский "Кристалл", входящий в одноименную торгово-промышленную группу. Владелец 62% завода (остальное у "Росспиртпрома") Сергей Зивенко вел переговоры с двумя иностранными инвесторами (в том числе, по информации источников, с одним из крупнейших алкогольных холдингов в Европе — Belvedere SA) и рассчитывал закрыть сделку до мая. Теперь покупателям не до "Кристалла", философствует господин Зивенко: "Все со своими проблемами, латают дыры".

Боттлер United Bottling Group (UBG, разливает напитки для Pepsi Bottling Group и Ahmad Tea Ltd), учрежденный "Хэппилэндом" (производитель слабоалкогольных коктейлей) и швейцарской Arogla GmbH (производитель оборудования), также вынужден заморозить проект по строительству новой производственной площадки. На прошлой неделе близкий к акционерам UBG источник рассказывал, что в конце августа компания приобрела участок земли в Гатчинском районе Ленинградской области для строительства предприятия по розливу, в частности, кваса под маркой "Першин" по заказу PepsiCo. Гендиректор ООО "Трейд продакшн", партнер UBG Игорь Барбашов вчера отметил, что новый проект, скорее всего, не состоится, боттлер продолжит развивать основной завод в Твери.

"В результате кризиса все оказались выбиты из обоймы",— констатирует гендиректор самарского дистрибутора "Альф-Альянс" Николай Болонин. Алкогольные компании отказываются от малорентабельных брендов и сокращают персонал. Опрошенные дистрибуторы алкоголя, включая "Регион-50", "Кристалл-Лефортово", "АСТ — Интернэшнл Иваэронмэнт", признали, что вывели из портфеля 15-25% продаваемых ранее марок. А гендиректор "Алкогольных заводов "Гросс"" Виктор Самойлов подтвердил, что его компания, "успешно пережившая кризис в 98-м", сократила персонал "в рамках оптимизации": в разных отделах под сокращение попало от 10% до 25% персонала.

По данным Росстата, за девять месяцев этого года было произведено 87,7 млн дал водки и ликероводочных изделий или 97,3% от аналогичного уровня прошлого года. Представитель "Росспиртпрома" Дмитрий Добров отмечает, что в октябре все сократили отгрузку: "Пока итоги месяца подводить рано, но думаю, что в среднем по предприятиям, подконтрольным "Росспиртпрому", снижение отгрузок не превысит 10-20% по сравнению с показателями сентября". К ноябрю, надеется он, ситуация стабилизируется.

"Меньше водки пить, конечно, не станут, но в результате кризиса потребители перейдут в недорогие сегменты, а рост, например, субпремиума (от 130 руб. за 0,5 л) замедлится",— считает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Хотя еще год назад аналитики "Ренессанс Капитала" в своем отчете "Рынок водки. Трезвый взгляд" назвали "премиумизацию" "движущей силой всего водочного рынка" в России: рост продаж в верхних ценовых сегментах, предсказывали они, будет составлять 25% в год при росте рынка в целом на 8,2%.   Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами