Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 804
Поделиться
Алкоголь тянется в сеть
Импортеры вина просят правительство снять запрет на продажу алкоголя через Интернет, введенный четыре года назад. По их мнению, эта мера показала свою неэффективность в плане противодействия онлайн-торговле контрафактом и при этом лишила легальных производителей надежного канала сбыта. Участники рынка предлагают продавать через Интернет довольно дорогие алкогольные напитки, чтобы отсечь несовершеннолетних покупателей.
В распоряжении прессы оказались копии писем, направленных на имя главы Минпромторга Виктора Христенко и замглавы Росалкогольрегулирования Владислава Спирина, в которых представители Ассоциации импортеров вин (АИВ) предлагают отменить запрет на продажу алкоголя через Интернет. В Минпромторге и Росалкоголе подтвердили факт получения писем, отметив, что предложение импортеров находится на рассмотрении.
«Наличие запрета на дистанционную продажу алкоголя в России — хороший пример того, как для решения действительно значимых проблем используются совершенно неверные методы, — заявил президент АИВ Михаил Блинов. — Лица и организации, торгующие откровенным контрафактом через Интернет без всяких лицензий, и без того совершают уголовное преступление по статье «Незаконное предпринимательство». С этой точки зрения введение дополнительных запретов на дистанционную торговлю алкоголем не несет для них дополнительных рисков».
Участники рынка с энтузиазмом встретили предложение АИВ. «Мы полностью поддерживаем эту инициативу, — заявил директор юридического департамента компании «Русьимпорт» Кирилл Гусев. — Когда этот запрет вводился, поводом для него стало желание государства поставить дополнительный барьер на пути распространения контрафактной продукции через Интернет. В результате мы сейчас наблюдаем, что компании-однодневки, торгующие сомнительной продукцией, сохранили свое присутствие в Интернете, а легальные участники рынка данным каналом сбыта пользоваться не могут». По словам г-на Гусева, запрет доказал свою неэффективность и должен быть отменен.
Представители водочной индустрии отметили, что их вполне устраивают и нынешние каналы продаж. Но при этом они считают, что онлайн-торговлю алкоголем можно вернуть, введя нижнюю ценовую планку, чтобы отсечь от этого канала несовершеннолетних и торговцев контрафактом. «Возможно, имеет смысл продавать через сеть эксклюзивные суперпремиальные алкогольные напитки, чья цена измеряется сотнями и тысячами долларов, и в таком случае круг покупателей будет сильно ограничен», — заявил PR-директор компании «Синергия» Прохор Малютин.
По словам генерального директора виноторговой компании «Форт» Михаила Бадухина, несмотря на имеющийся запрет, большинство компаний-импортеров продолжали продавать свое вино через Интернет. «При дистанционной продаже алкоголя фактическая сделка между продавцом и покупателем происходит в рамках закона, — уверен г-н Бадухин. — Покупка совершается в лицензированном месте, где пробивается чек о продаже товара, после чего потребителю предоставляется уже другая услуга по доставке». По словам г-на Бадухина, в российской правоприменительной практике не было ни одного прецедента, когда какая-либо легальная компания была привлечена к ответственности за торговлю алкоголем через Интернет.
Юристы тем не менее сомневаются в законности таких действий при наличии прямого запрета. «В случае если сделка по приобретению проходит в офисе, то никакого запрета на реализацию нет, — заявил управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. — До покупателя доводится вся информация в соответствии с законом, проверяется возраст покупателя. Постановление вводит запрет именно на дистанционную продажу, чтобы избежать ситуации, когда несовершеннолетний гражданин, оплатив заказ через кредитную карту, получает курьером алкоголь на дом». По мнению эксперта, шансы на то, что правительство отменит заочный способ приобретения алкоголя, невелики.
Представители сетевого ритейла также обращают внимание на проблему невозможности эффективно проконтролировать возраст покупателя при использовании такой схемы. «Совершенно неясно, каким образом будет решаться проблема продажи алкоголя лицам, которые не достигли 18 лет, — говорит руководитель по внешним коммуникациям сети «Ашан» Мария Курносова. — Кроме того, сложно понять, как можно сохранить в интернет-пространстве четкие временные рамки, внутри которых торговля алкоголем разрешена для офлайн-магазинов (продажа крепких напитков в Москве запрещена с 22.00 до 10.00)». Г-жа Курносова приходит к выводу, что интернет-торговля алкоголем создаст неравные условия реальному ритейлу.
Михаил Блинов в свою очередь уверен, что возвращение онлайн-торговли алкоголем пойдет на руку потребителю. «Ему не пришлось бы переплачивать значительные суммы торговым сетям, где стоимость бутылки хорошего вина или коньяка порой удваивается за счет разнообразных торговых наценок», — объясняет он. По мнению эксперта, в случае снятия запрета, объем продаж алкоголя через дистанционные каналы мог бы составить до 2% рынка.
RBC daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.