Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Алкобарометр показывает кризис
Многолетние наблюдения за алкогольным рынком позволили известному эксперту прийти к интересному выводу: анализируя показатели роста или падения продаж различных спиртных напитков, можно сделать точный вывод о состоянии экономики страны и социальном климате. Когда экономика на подъеме – потребители скупают вина и шампанское. Растут продажи водки – значит, на дворе кризис. На пороге 2014 года «алкобарометр» г-на Дробиза остановился на отметке «усугубление кризиса».
«Очень показательным был 2008 год, – рассказывает РБК daily Вадим Дробиз. – Прекрасные итоги первых девяти месяцев года: рост продажи вин на 10%, среди крепкого алкоголя тоже рост, но в легальном секторе и дорогих сегментах. Но тут наступил августовский кризис, и в четвертом квартале все рухнуло и продолжило падать весь 2009 год». По мнению эксперта, данные о розничных продажах в 2013 году говорят об усугублении кризиса, несмотря на оптимизм официальной статистики.
Госчиновники разного уровня действительно рапортуют о том, что россияне стали пить значительно меньше алкоголя. На этой неделе глава департамента торговли и услуг правительства Москвы Алексей Немерюк сообщил журналистам, что москвичи в 2013 году выпили на 21% меньше водки, чем годом ранее. Вадим Дробиз считает подобные заявления как минимум некорректными.
«По России учтенные государством продажи крепкого алкоголя в легальной рознице действительно снизились на 15 млн дал, или на 10% объема рынка, – отмечает эксперт. – Однако этот объем был замещен ростом потребления суррогатов – самогона, стеклоочистителей и т.д. – на 17%. Кроме того, выросло присутствие на рынке нелегальной заводской водки, с которой не уплачены налоги и которая также не попадает в поле зрения официальной статистики. Таким образом, потребление крепкого алкоголя в России в 2013 году не упало, а, наоборот, выросло. Просто значительная часть его ушла в тень».
С подобной оценкой согласен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. «Снижение объемов производства крепкого алкоголя имеет абсолютно очевидное объяснение – рост акцизов и, как следствие, рост нелегального производства, – рассказал РБК daily представитель объединения крупнейших российских производителей водки. – При этом, что характерно, продажи нелегального алкоголя идут не только через лицензированную розницу, где просто не фиксируются, но и через те розничные точки, которые к продаже спиртного вообще де-юре отношения не имеют».
Представители крупных водочных компаний не скрывают, что уходящий год для них был не из легких, но при этом надеются сгладить негатив в наступившем «высоком алкосезоне», включающем в себя долгие новогодние праздники. «Вполне очевидно, что повышение акцизов с 1 января 2013 года привело к существенному снижению объемов продаж и производства легальной водки в России, – признает директор по маркетингу Алкогольной сибирской группы (АСГ) Елена Столбовских. – Водка «Пять озер» свои лидерские позиции и долю рынка уверенно сохраняет, но общий объем продаж, естественно, снизился вместе с рынком».
Продажи в предновогодний период позволят существенно скорректировать общее снижение объемов 2013 года, надеется г-жа Столбовских. По ее словам, в течение года рынок более или менее стабилизировался, потребители привыкли к новой цене и к Новому году, как всегда, пойдут в магазины за алкоголем к праздничному столу. В АСГ отмечают, что в непростых условиях лучше всего чувствовали себя дорогие марки компании.
Подобная ситуация характерна для алкогольного рынка в период экономического кризиса, отмечает Вадим Дробиз. «Единственные категории, учтенные продажи которых не упадут по итогам года, – это виски, ром, премиальная водка – дорогой алкоголь», – отмечает эксперт. При этом, по данным г-на Дробиза, рост категории виски по итогам 2013 года будет достигнут за счет засилья подделок известных марок. «Импорт виски в 2013 году впервые за долгое время не вырастет», – прогнозирует он.
Из крупных алкогольных компаний, присутствующих на российском рынке, рост по итогам года ожидают только в Nemiroff. При этом в компании не скрывают, что позитив для производителей горилки был достигнут благодаря эффекту возвращения бренда, отсутствовавшего на рынке из-за конфликта акционеров, но не забытого потребителями. По словам коммерческого директора компании Татьяны Сырцевой, по итогам года доля компании на рынке должна вырасти до 1,8%.
По мнению председателя совета директоров «Абрау-Дюрсо» Павла Титова, розничные продажи алкогольных напитков зависят порой и от политической ситуации в стране. По его словам, политическая нестабильность зимы прошлого года в России стала причиной падения продаж шампанского. «Игристое вино, пожалуй, один из тех напитков, продажи которого отличаются не только сезонностью, но и зависимостью от настроений в обществе, примером тому может служить прошлый декабрь, когда из-за известных событий у потребителей не было ощущения праздника, и это привело к корректировке спроса, – отметил в беседе с РБК daily г-н Титов. – Декабрь 2013‑го проходит без каких-либо пертурбаций, и мы сразу наблюдаем рост заказов от сетей на 20% относительно прошлого предновогоднего периода».
Вадим Дробиз считает, что рост заказов продающего недешевые игристые вина «Абрау» не является показателем. «Ощущающие экономический кризис россияне не склонны увеличивать потребление вина, – отмечает эксперт. – По итогам года объем продаж вина упадет на 3–4%, шампанского – в пределах 5%». При этом г-н Дробиз отмечает, что в Европе и США, переживающих кризис, картина практически аналогична российской: «Во всем мире растет потребление дешевых крепких напитков на фоне падения потребления вин, пива и слабоалкогольных напитков».
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?