Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Альфа» зальет «Боржоми» обратно в Россию
Производитель минеральной воды наконец нашел покупателя
Как стало известно “Ъ”, совладельцем производителя минеральной воды «Боржоми», IDS Borjomi, станет структура «Альфа-групп». У семьи наследников Бадри Патаркацишвили останется миноритарная доля в бизнесе, активы которого в России и на Украине пока находятся под арестом. Это единственное обстоятельство, способное помешать сделке: в пятницу МИД РФ заявил, что запрещенные с 2006 года грузинские продукты могут вернуться на российский рынок.
Сделка по продаже контрольного пакета IDS Borjomi должна быть закрыта до конца этого года, сообщили “Ъ” в двух компаниях, претендовавших на этот актив. По информации собеседников “Ъ”, тендер на покупку выиграл Альфа-банк, сумма сделки может составить около $300 млн. «В ходе тендера собственникам были сделаны и лучшие ценовые предложения, но большинство претендентов рассчитывали выкупить весь бизнес у основных владельцев (семья покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили.– “Ъ”)»,– рассказал один из них. По его данным, структуры «Альфы» получат контрольный пакет, а миноритарная доля останется у действующих акционеров. Среди претендентов на актив были Standard Capital, TPG, Klever Asset Management, АФК «Система», фонд, близкий к «Альфа-групп», а также один из фондов, близкий к президенту Международной шахматной федерации Кирсану Илюмжинову.
Управляющий директор по работе с крупным бизнесом Альфа-банка Максим Першин заявил “Ъ”, что «сделки пока нет», отказавшись от более подробных комментариев. Источник в «Альфа-групп» уточнил, что «покупателем выступит структура, близкая к одному из акционеров группы, а банк полностью или частично может профинансировать эту сделку». По его сведениям, на данный момент сторонами подписано соглашение о намерениях, «структура сделки очень сложная и на ее оформление потребуется время». Подготовкой сделки в Альфа-банке занимается корпоративно-инвестиционный блок, связаться с его куратором – первым зампредом правления банка Владимиром Татарчуком – вчера не удалось.
Ни в одной из компаний не смогли назвать точный размер пакета акций IDS Borjomi, который отойдет новым собственникам. Известно, что в рамках переговоров обсуждалось, что у семьи господина Патаркацишвили останется от 15% до 30% бизнеса. Как сообщалось ранее, 87,34% акций головной структуры холдинга IDS Borjomi Beverages N.V. (Голландия) принадлежат фонду VDP, а также ряду топ-менеджеров предприятий, входящих в IDS Borjomi. Активы фонда VDP, в том числе и производство минеральной воды, находились под управлением фонда Salford. Как сообщила в интервью “Ъ-Украина” дочь Бадри Патаркацишвили Лиана Жмотова, «фонд прекратил существование, активы (находившиеся под его управлением.– “Ъ”), как и было задумано, распродаются». В Salford отказались от каких-либо высказываний на данную тему. Известно, что наследники Бадри Патаркацишвили – Инна Гудавадзе (вдова), старшая дочь Лиана Жмотова, младшая дочь Ия Патаркацишвили и мать Бадри Натэлла Патаркацишвили – являются бенефициарами New World Value Found, который владеет 97% фонда VDP. Еще 3% принадлежит вдове Стивена Кертиса (ее муж был адвокатом Бориса Березовского). Представитель Инны Гудавадзе вчера заявил “Ъ”, что семья Патаркацишвили является конечным бенефициаром компании и рассматривает возможность ее продажи, отказавшись сообщить подробности.
IDS Borjomi Beverages N.V. владеет заводом по разливу минеральной воды в Боржоми, а также Миргородским и Моршинским заводами минеральных вод на Украине. Основные марки – «Боржоми», «Миргородская» и «Моршинская». Финансовые показатели не раскрываются. В России компании принадлежит завод по разливу бутилированной воды «Святой источник». Участники рынка оценивают оборот IDS в $200–250 млн.
В конце прошлой недели первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов сообщил, что допуск грузинской сельхозпродукции и вина на российский рынок в политическом плане решен. «Рынок у нас для этого открыт, наверняка покупатели для грузинской продукции найдутся, от “Боржоми” мы пока не отвыкли»,– заявил он. «Бренд узнаваем, тот промоушен, который он получил, не снизил, а, напротив, увеличил популярность марки. Сразу после возвращения несколько процентов рынка “Боржоми” получит сразу, остальное зависит от цены: если это будет 150 руб. за бутылку, то больших объемов не будет, при средневзвешенной рыночной цене до 120 руб. они вернут свои позиции за год»,– считает президент Евразийского альянса бутилированных вод Вадим Алтаев.
Тем не менее на сегодняшний день нерешенным остается вопрос с российскими и украинскими правоохранительными органами. В начале октября Басманный суд Москвы наложил арест на единственные производственные активы IDS Borjomi на территории России – Липецкий и Костромской заводы, а чуть позже по представлению Следственного комитета России Сыховский районный суд Львова – на все украинские активы компании. Как уже сообщал “Ъ” 6 сентября, действия правоохранительных органов проходили в рамках уголовного дела о мошенничестве и легализации предпринимателем Борисом Березовским имущества и денежных средств. В частности, в материалах дела говорилось о нескольких фондах, через которые господин Березовский «в период 2002–2005 годов передал через четыре офшорные компании и один трастовый фонд сумму в размере $320 млн, которые впоследствии были вложены в IDS Borjomi Beverages Co. N.V. и инвестированы в активы по разливу минеральных вод на территории Украины».
По информации “Ъ”, адвокатам IDS Borjomi удалось снять аресты со счетов компании, что позволило не останавливать производство, но само дело еще не закрыто. Арест с активов, наложенный по решению Басманного суда, еще не снят, что означает, что операции с ценными бумагами предприятий, находящихся на территории России и Украины, пока невозможны. Впрочем, по словам юристов, это не мешает основным собственникам продать долю в New World Value Found или зарегистрированной в Голландии IDS Borjomi Beverages N.V. Получить комментарий в российском Следственном комитете вчера не удалось.
Светлана Ментюкова; Мария Попова, Киев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.