Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Акцизы отрезвили бюджет
В России начали падать доходы от акцизов на крепкий алкоголь
Последствия стремительного роста акцизов на алкоголь добрались не только до производителей, сокращающих объемы выпуска, но и до доходов бюджета. Как стало известно “Ъ”, впервые за последние несколько лет начали падать поступления от акцизов с алкоголя крепостью более девяти градусов. В марте и апреле они снизились на 5% и 6,3% соответственно к аналогичным месяцам прошлого года.
Начиная с марта текущего года доходы бюджета от акцизов на алкоголь российского производства крепостью более девяти градусов (за исключением вина) начали снижаться, следует из имеющихся в распоряжении “Ъ” данных Федеральной налоговой службы (ее представитель подтвердил их подлинность). В марте сборы снизились на 5% к аналогичному месяцу 2013 года, до 6,07 млрд руб., а в апреле на – 6,3%, до 7,8 млрд руб. При этом за период с января по апрель поступления от акцизов пока остаются в плюсе – рост на 18%, до 45,8 млрд руб., что связано прежде всего с 40-процентным увеличением сборов в январе.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров объясняет январский всплеск акцизных сборов тем, что в тот месяц производители платили акциз за продукцию, отгруженную в декабре.
Дело в том, что по Налоговому кодексу акциз платится 25-го числа следующего месяца после отгрузки продукции от производителя в оптовое звено. «В конце 2013 года, в преддверии 25-процентного роста акциза, объемы производства и отгрузки были существенно выше обычного»,– сказал господин Добров. Если бы производители алкоголя платили акциз в РФ без отсрочек, падение доходов в бюджет было бы заметно уже в январе и феврале, уверен директор ЦИФРРА Вадим Дробиз, а по итогам года поступления в бюджет от крепкого алкоголя также будут показывать минус. То же мнение разделяет и основной акционер «Синергии» (водки «Беленькая», «Мягков») Александр Мечетин.
Как видно из данных ФНС, поступления от крепкого алкогольного акциза практически непрерывно росли начиная с марта 2011 года. С тех пор правительство повысило акциз более чем вдвое – с 231 руб. за 1 л безводного спирта до 500 руб. Исключением стал лишь июль 2013 года, когда поступления акциза снизились на 29,3% (до 8,61 млрд руб.) – что объясняется тем, что в 2012 году акциз повышался дважды: в первом полугодии действовала ставка 254 руб., во втором – 300 руб. «В мае–июне, опять же перед ростом ставки акциза, создавался запас, в связи с чем в июле соответственно резко вырос объем акцизных платежей»,– объясняет господин Добров.
Отечественные производители крепкого алкоголя именно в росте акциза видят первопричину сокращения рынка. Согласно Росстату, в 2013 году выпуск водки снизился на 12,3%, до 85,7 млн дал, за январь–май 2014 года падение составило 14,9% (до 20,9 млн дал). Производство коньяка упало еще сильнее – на 23,9%, до 7,4 млн дал, в 2013 году и на 15%, до 2,3 млн дал, в первые пять месяцев 2014 года. По словам участников рынка, их продукцию с рынка начал вытеснять «левый» алкоголь (его доля на рынке водки по некоторым оценкам уже достигает 60–65%) – нелегально произведенный отечественный, а также нелегально реализуемая водка из Казахстана, где ставка акциза примерно вчетверо ниже, чем в России.
По мнению господина Мечетина, чтобы вернуться к росту доходов бюджета от крепкого алкоголя, государству нужно снизить ставку акциза. «Вырастут объемы производства легального алкоголя и соответственно увеличатся отчисления в бюджет»,– уверен он. С начала года СПАП и ряд других не входящих в союз производителей алкоголя писали письма премьеру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в которых просили снизить ставку до 300 руб.: при ней минимальная цена легальной водки в рознице опустилась бы до 150–170 руб. за 0,5 л (сейчас государством установлена цена 199 руб.). Минфин пока согласился не повышать ставки на алкогольную продукцию в 2015 году. В министерстве не исключают также, что пересмотрят индексацию алкогольных ставок и на 2016–2017 годы.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?