Декоративное изображение
3 529

Поделиться

Акцизная марка усиливает защиту

Кабинет министров с 1 ноября намерен ввести акцизную марку нового образца на алкогольные и табачные изделия для борьбы с теневым оборотом на рынке. Проект соответствующего постановления Кабмина предусматривает повышение стоимости марки на 1,5—2 коп. Переход производителей и импортеров на новую акцизную марку обойдется им в 118 млн грн. По предварительным расчетам ГНАУ, поступления в бюджет увеличатся на 1 млрд грн в год. Участники рынка считают, что введение новой марки не уменьшит долю теневого рынка, но может спровоцировать временный дефицит подакцизных товаров.
Как стало известно Ъ, Государственная налоговая администрация (ГНАУ) совместно с Министерством финансов подготовила проект постановления Кабмина, которре вводит новый образец марок акцизного сбора для маркировки алкоголя и табака. Согласно документу, новая марка будет введена с 1 ноября 2007 года и от предыдущей будет отличаться дизайном и голографическим защитным элементом со скрытыми спектральными метками. До 1 марта 2008 года должна завершиться инвентаризация остатков алкогольной и табачной продукции, маркированной акцизными марками старого образца, а также самих марок старого образца у их продавца — государственного специализированного предприятия Минфина «Полиграфкомбинат „Украина”», производителей и импортеров.
Последний раз дизайн марки менялся 1 июля 2003 года (небольшие изменения вносились в 2005 году), так же как и ее стоимость. Поэтому ГНАУ предлагает повысить стоимость новой марки на алкоголь с 0,037 грн до 0,05908 грн, табачные изделия — с 0,022 грн до 0,03748 грн. Рост мог быть более значительным, ведь, по данным ГНАУ, в России стоимость марки на алкогольные напитки в 6,8 раза выше. Но даже при небольшом ее подорожании на 1,5—2 коп. расчетные расходы производителей и импортеров составят в год около 118 млн грн.
В ГНАУ заявляют, что введение новой марки будет содействовать «борьбе с нелегальным производством и оборотом алкогольных напитков и табачных изделий». Как сообщила Ъ начальник отдела контроля и использования марок акцизного сбора департамента по контролю за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ Юлия Бутенко, переход на новую марку необходим в основном производителю и контролирующим органам. «Цвет будет ярче, бумага лучшего качества. Сейчас из-за того, что бумага полностью затонирована, не просматривается рисунок и водяные знаки»,— говорит она.
По расчетам ГНАУ, новая марка позволит сократить теневой оборот. Сейчас 20—30% алкоголя в торговой сети продается по цене ниже минимальной (9,76 грн за 0,5 л), а поступления от акциза, по предварительным данным, вырастут до 1 млрд грн в год. «Если подсчитать затраты на переработку спирта, наклейку, пробку, марку и тару, получится, что производитель работает в убыток, чего быть не может»,— уверен директор департамента информационной политики и массово-разъяснительной работы ГНАУ Виктор Косарчук.
Участники рынка считают, что введение новой марки даст результат лишь на один-два месяца. По словам заместителя председателя ассоциации «Укрсадвинпром» Владимира Воеводина, этого срока будет достаточно, чтобы теневики освоили нелегальное производство новых акцизов. «Как можно формой марки повлиять на тень? Это все равно что сменить этикетку,— говорит он.— Поэтому акциз будут платить те, кто его и сейчас платит,— предприятия, работающие легально». Даже налоговики признают, что нет гарантий того, что не будет раскрыта технология производства новой марки. «Уже осенью 2005 года на Украине появились экземпляры поддельных марок, имеющих реальные реквизиты настоящих»,— говорится в пояснительной записке к документу.
Сократить теневой оборот, по словам господина Воеводина, могло бы усиление контроля над государственными спиртовыми заводами и недопущение продажи «левого» сырья. А директор по корпоративным вопросам компании Japan Tobacco International Дмитрий Редько считает, что одним из главных последствий перехода на новую систему защиты может стать увеличение стоимости продукции и возникновение дефицита товара на рынке. «Если это будет сделано, как в 2003 году, то станет ударом по рознице, так как для повторной оклейки всех пачек (сигарет.—Ъ) необходимо время. Посмотрите на Россию — когда там вводили новые марки, то весь товар исчез с прилавков»,— говорит Дмитрий Редько.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами