Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
АКОРТ: в РФ могут начать развивать фермерские кооперативы для поддержки малых сельхозпредприятий
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предложила развивать фермерские кооперативы для расширения сбыта продукции малых и средних производителей в торговые сети.
melhijad/ Shutterstock
Крупные торговые сети активно сотрудничают с малыми предприятиями и фермерами. По данным АКОРТ , доля региональных производителей в торговом обороте продовольствия превышает 35%, а в таких категориях как хлебобулочные, мясные и колбасные изделия, молочная продукция и сезонные овощи может достигать 90%. В отдельных сетях-членах АКОРТ до 70% в структуре поставщиков приходится на МСП и фермерские хозяйства.
По мнению АКОРТ, один из способов расширить возможности реализации продукции малых и средних предприятий на площадках сетей — создание фермерских кооперативов. Из-за небольших объемов производства одиночным хозяйствам сложно удовлетворять потребности сетей в крупных поставках, в этом случае кооперация 10-20 фермеров в регионе позволяет организовать в сети постоянное присутствие местных продуктов. Принцип кооперации производителей уже был успешно опробован компаниями-членами АКОРТ во время пандемии, когда в период повышенного спроса даже крупные поставщики работали на пределе мощностей.
В качестве поддержки субъектов МСП торговая сеть «Пятерочка» совместно с «Корпорацией «МСП» в 2021 году запустила в Новосибирской и Омской областях специализированные торговые площадки «Фермерский островок», которым управляет сельхозкооператив, объединяющий несколько производителей местных продуктов. Сегодня к проекту присоединились магазины в Удмуртии, Нижегородской и Ивановской областях, а к концу 2022 года «Фермерские островки» планируется открыть в 20 субъектах РФ.
«Корпорация „МСП“ разработала и реализует ряд мер, которые повышают сбыт фермерской продукции — это и льготное кредитование, и образовательные курсы, и организационная поддержка, и фермерская кооперация. Наш проект „Фермерский островок“ стал одним из самых эффективных решений для поддержки сельхозпроизводителей, и к нему уже подключились крупные торговые сети», —рассказала руководитель дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации МСП «Корпорации МСП» Елена Дубинчук.
Компании-члены АКОРТ развивают различные форматы сотрудничества с производителями сельхозпродукции. Сеть «Магнит» размещает фермерские лавки в торговых залах под брендом «Фермерские дворики» и предоставляет фермерам возможность сотрудничества на основе агроконтрактации — заключения контракта по результатам сельскохозяйственного аудита поставщика специалистами компании. В 2021 году компания увеличила поставки российских овощей и фруктов по таким контрактам на 21%, а в первом квартале 2022 года продажи фермерской продукции в сети выросли в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Сеть «Лента» реализует проект «Фермерская платформа», в котором участвуют небольшие фермерские хозяйства. География партнеров охватывает более 70 российских регионов. «Азбука Вкуса» с 2005 года сотрудничает с более чем 100 фермерами, предоставляя локальным производителям возможность вставать на полки нескольких магазинов, если объемы производства не позволяют продавать во всей сети. В июне 2022 года «Азбука Вкуса» запустила на своем сайте специальную платформу «Кабинет фермера» с автоматической проверкой документов, что позволяет сократить время выхода фермерской продукции в сеть в 2 раза.
Среди факторов, сдерживающих развитие партнерства сетевой розницы с фермерскими хозяйствами — нестабильность поставок, трудности с выстраиванием логистики малых производителей, неразвитость информационных систем и медленное внедрение технологий на небольших производствах и в фермерских хозяйствах, что усложняет их интеграцию в системы управления товарными запасами крупных сетей. Для решения этих вопросов и стимулирования фермерских кооперативов необходима поддержка со стороны государства, считает представитель АКОРТ.
Зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина отметила, что упрощение механизма сбыта фермерской продукции — это возможность предоставить покупателю продукты высочайшего качества, и задача Комитета ГД по аграрным вопросам — сделать все возможное для оптимизации правового регулирования таких механизмов.
АКОРТ: торговые сети в полном объеме готовы к выбытию молочной продукции через кассы.
АКОРТ и АКИТ предложили сделать вакцинацию от COVID-19 обязательной для всех.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.