Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Аэрофлот» вышел из Duty Free
За долю в «Аэроферсте» компания может получить до $40 млн
Авиакомпания «Аэрофлот» близка к завершению сделки по продаже 66,7% лидера рынка duty free в аэропортах – компании «Аэроферст». Как стало известно “Ъ”, покупателем может стать оператор беспошлинной торговли «Ариал», готовый заплатить за пакет более $38,7 млн. На «Аэроферст» претендует также немецкая Gebr. Heinemann, уже заручившаяся поддержкой Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Продажа доли в «Аэроферсте» связана с инициированной правительством летом этого года программой «Аэрофлота» по избавлению от непрофильных активов, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Советом директоров «Аэрофлота» был составлен график их продажи – в числе первых было решено найти покупателя на 66,7% «Аэроферста». «Был проведен due diligence, а затем негласный конкурс, в котором приняли участие четыре компании,– утверждает собеседник “Ъ”.– В результате доля была продана по цене, в два раза превышающей оценку». Имя покупателя и сумму он не назвал. В пресс-службе «Аэрофлота» от комментариев отказались.
Между тем в пятницу ФАС сообщила на своем сайте, что одобрила ходатайство кипрской компании «Рубис Холдингс Лтд» о приобретении 66,7% ЗАО «Аэроферст». По данным «СПАРК-Интерфакса», в России «Рубис Холдингс» принадлежит ООО «Трэвел Ритейл Домодедово», которое является дочерней компанией немецкого холдинга Gebr. Heinemann (владеет также магазинами duty free в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Пулково).
«Аэроферст» был учрежден в 1988 году, став первым отечественным оператором беспошлинной торговли. Учредителями на паритетной основе выступили «Аэрофлот», аэропорт Шереметьево и ирландский поставщик товаров для duty free Aer Rianta International (ARI). В 2010 году «Аэрофлот» выкупил 33,3% «Аэроферста» у аэропорта за $16,4 млн, оценив весь бизнес оператора в $49,2 млн. «Аэроферсту» принадлежит сеть магазинов duty free и The Irish-Bar в терминалах аэропорта Шереметьево, также компания занимается продажами беспошлинных товаров на борту самолетов. В 2011 году выручка компании, по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 4,1 млрд руб. ($132,3 млн), чистый убыток – 60,5 млн руб. ($2 млн).
В головном офисе Heinemann “Ъ” не смогли предоставить оперативный комментарий. Источник на рынке duty free, однако, утверждает, что хотя Heinemann действительно был в числе претендентов на покупку мажоритарной доли в «Аэроферсте», победителем в конкурсе стала российская компания «Ариал» – другой крупный оператор duty free. О том, что именно «Ариал» станет основным владельцем «Аэроферста», также слышал председатель комиссии по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте «Опоры России» Сергей Выходцев.
Гендиректор «Ариала» (владеет более 20 магазинами duty free в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Толмачево в Новосибирске; выручка в 2011 году – 3,3 млрд руб. или $105,8 млн) Алексей Осипов рассказал “Ъ”, что 9 октября компания получила от конкурсной комиссии «Аэрофлота» ответ, что ее предложение было признано лучшим и авиакомпания готова заключить сделку. При этом он отметил, что и у ARI есть право преимущественного выкупа доли «Аэрофлота», которым она может воспользоваться. «Переговоры с ARI уже ведутся, на ожидание решения может уйти один-два месяца»,– сказал господин Осипов.
Сумму, которую «Ариал» предложил за долю в «Аэроферсте», Алексей Осипов назвать отказался. Два участника рынка duty free осведомлены, что она превысила 1,2 млрд руб. ($38,7 млн). То, что «Аэроферст» был оценен дешевле, чем два года назад, может быть связано с недавними договоренностями между «Аэрофлотом» и Шереметьево, по которым терминал F планируется полностью отдать под внутренние рейсы авиакомпании, предполагает один из участников рынка duty free. «На этот терминал приходилось порядка 40% доходов «Аэроферста»,– пояснил он.
Получить комментарии в ARI не удалось.
Олег Трутнев, Елизавета Кузнецова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.