Декоративное изображение
5 319

Поделиться

44% россиян перешли на более дешевые марки продуктов питания

 

 Согласно данным глобального онлайн исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия в России впервые упал ниже средней отметки по миру, составив составив лишь 75 пунктов. Из четырех стран группы БРИК[1] − главной надежды мировой экономики в докризисные годы − в России настроения у потребителей самые пессимистичные, − потому что свежи в памяти события в стране десятилетней давности. Впрочем, и деловитые тоже, − потому что есть опыт «выживания» в сложные времена. Россияне планируют экономить в первую очередь на том, на что до недавного времени усиленно тратили − развлечениях вне дома, а также покупке одежды, крупной бытовой техники. 44% сообщили, что перешли на более дешевые марки продуктов питания. Каждый третий экономит на телефонной связи. Сбережения − впервые вошли в число самых популярных способов распорядиться свободными средствами. Но уже каждый четвертый предвкушает возвращение к прежним потребительским привычкам после улучшения ситуации.

«Предыдущая волна[2] глобального онлайн исследования Nielsen, которая прошла в разгар финансового кризиса в странах со зрелой экономикой, зафиксировала в России лишь незначительное (на два пункта по сравнению с маем 2008 года) снижение Индекса потребительского доверия, − говорит Дуайт Уотсон, генеральный директор компании «Nielsen Россия». Спустя всего лишь полгода разница в настроениях потребитей и в восприятии ими масштабов рецесии − колоссальная. От зашкаливающего оптимизма потребителей качнуло в другую крайность. Индекс потребительского доверия обрушился по сравнению с октябрем 2008 сразу на 29 пунктов, чего не наблюдалось ни в одной (!) из стран [3] за последние две волны исследования».

Глобальный Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen дважды в год на основе данных онлайн опроса потребителей, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе недавней волны (19 марта – 2 апреля 2009 года) этого глобального онлайн исследования компания Nielsen опросила свыше 25 тыс. регулярных интернет-пользователей в 50 странах мира, включая Россию.

В рамках исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’, инициированного Nielsen для мониторинга тенденций на потребительском рынке России в условиях непрерывных изменений в экономике, были проведены промежуточные замеры Индекса потребительского доверия в России − в ноябре 2008 г., феврале 2009 г. В данном материале результаты этих замеров локального Индекса включены в общий тренд за период 1 полугодие 2005 г. – 1 полугодие 2009 г.

Негативные изменения в экономике так или иначе коснулись каждого потребителя. По данным исследования Nielsen, сегодня 92% россиян, считают, что страна переживает период рецессии (полгода назад таких было лишь 49%). При этом каждый третий (29%) из них считает, что Россия выберется из кризиса в следующие 12 месяцев. Интересно, что доля оптимистично настроенных «реалистов» изменилась по сравнению с сентябрем-октябрем 2008 года незначительно. Тогда такого же мнения придерживались 31% из тех, кто считал, что в стране экономический спад.

«Если еще полгода назад значительное количество потребителей волновались о сохранении гармоничного баланса между работой и личной жизнью, то теперь более насущие проблемы − возможность сохранить работу, а следовательно и стабильный доход, отодвинули беспокойство по поводу того, что «мы слишком много работаем и слишком мало отдыхаем», на второй план», − говорит Дуайт Уотсон.

Основная угроза благополучию потребителя − потеря работы. Это главный источник беспокойства для 23% опрошенных в России. А ухудшение положения многих компаний, как B2B, так B2С сектора, и продолжающиеся сокращения делают поиск новой работы весьма затруднительным. 84% считают, что перспективы на рынке трудоустройства у них сегодня плохие или не слишком хорошие. Полгода назад пессимистов было почти в два раза меньше  − 44% опрошенных.

Рецессия заставила наших соотечественников произвести переоценку собственных «активов» и пересмотреть свое покупательское поведение. В октябре 2008 года 60% говорили, что с личными финансами у них все хорошо, а 7% − что, просто отлично. Сегодня каждый второй (52%) российский потребитель оценивает свое финасовое состояние как плохое или не слишком хорошее.

В таких условиях не удивительно, что ближайшие ближайшие 12 месяцев оценивают как хорошее время для покупок того, что нужно или хочется иметь, лишь 27% опрошенных.  

Результаты нынешнего исследования Nielsen продолжают тренд, выявленный в ходе трекингового исследовательского проекта Nielsen ‘Russians Through Crisis’, который стартовал в ноябре 2008 года.

Важно отметить, что самое значительное падение Индекса потребительского доверия в России произошло в ноябре 2008 года, − как показали результаты замера российского Индекса в рамках исследования ‘Russians Through Crisis’. Тогда Индекс рухнул на 16 пунктов: резко снизилась оценка потребителями состояния личных финансов и своих перспектив на рынке труда. А в феврале 2009 года заметно снизилась готовность потребителей тратить.

«Изменения ключевых показателей потребительского климата в марте 2009 года свидетельствуют о том, что негативный тренд продолжается, и все больше потребителей включают режим экономии. Однако, период резкого спада, возможно, позади, а впереди плато стагнации, после которого должно произойти улучшение ситуации на потребительском рынке», − говорит Дуайт Уотсон.      

Как показали результаты мартовского исследования Nielsen, среди самых распространенных стратегий экономии в России − снижение расходов на развлечения вне дома, а также покупку одежды, крупных бытовых предметов и техники. От этих статей многие потребители уже отказывались или стали тратить меньше на них еще в октябре 2008, и количество респондентов, которые экономят на них изменилось не столь значительно. Исключение составляет одежда: в октябре 42% заявляли, то стали тратить/покупать меньше одежды. По данным на март 2009, их оказалось уже 65%.

«Но интереснее всего то, что происходит со статьями, на которых большинству потребителей казалось не уместно экономить полгода назад, а следовательно отказ от которых является предвестником значимых изменений на рынке,» − говорит Дуайт Уотсон.

По данным  исследования Nielsen, сегодня 44% опрошенных россиян сообщают, что перешли на покупку более дешевых продуктов питания, что в два раза больше, чем в октябре 2008 года (20%). Экономить на телефонных звонках стал теперь каждый третий (33%) опрошенный, что в три раза больше, чем полгода назад. Зато лучших условий по кредитам, страховому и банковскому обслуживанию сегодня ищут не больше 10% респондентов, в октябре этими вопросами были озабочены 24% опрошенных.

На счастье ресторанам и другим видам бизнеса, предлагающим развлечения вне дома, количество тех, кто сегодня экономит на этой статье, изменилось по сравнению с октябрем 2008 не слишком значительно − с 56% в октябре 2008 до 65% в марте 2009. Возможно, это является признаком того, что дальнейшего серьезного оттока клиентов не последует, если личная финансовая ситуация потребителей не ухудшится из-за дальнейшего спада в экономике.

Семь процентов участников онлайн исследования Nielsen сообщили, что у них не остается свободных средств после основных расходов на проживание и оплаты коммунальных услуг, что ниже, чем в среднем по миру (13%). Но тенденция не внушает оптимизма: еще полгода назад на отсутствие свободных средств жаловались лишь 2% опрошенных в России.

Те, у кого остаются средства после основных расходов на проживание, по-прежнему предпочитают тратить на одежду, обустройство дома и технику. Только теперь тех, кто может себе это позволить, стало существенно меньше. Самый значительный отток потребителей произошел с октября 2008 года по таким статьям расходов, как отпуск/праздники, одежда, технологические новинки .

Наиболее заметные изменения произошли в списке самых популярных способов реализации свободных денег. Впервые в числе лидеров − сбережения. Хотя общее количество тех, кто таким образом находил применение свободным средствам,  практически не изменилось (44% - в октябре 2008 и 43% в марте 2009 года), − эта статья поднялась с шестого до третьего места в списке, поскольку произошел серьезный отток потребителей из других статей расходования свободных средств.

«В благополучные годы, когда на рынке труда спрос доминировал над предложением, зарплаты росли и предлагались сравнительно низкие кредитные ставки, россияне с удовольствием тратили на то, что им было нужно или хотелось. Сегодня, похоже, что одна из характерных особенностей поведения российских потребителей «здесь и сейчас» уходит в прошлое. На смену приходит европейский прагматизм и трезвая оценка своих финансовых возможностей. Надолго ли?» − комментирует тенденции на российском потребительском рынке Ольга Белова, Директор отдела потребительских исследований компании «Nielsen Россия».

Хотя 77% участников исследования Nielsen в России уже сегодня планируют кое-что оставить из приобретенных в сложный период привычек, почти каждый четвертый предвкушает, как отпразднует улучшение своих финансовых возможностей после того, как ситуация исправится. 23% опрошенных говорят, что с удовольствием вернутся к прежнему уровню трат и не будут экономить так, как вынуждены делать это сегодня.

Похоже, меньше всего потребителям в России нравится экономить на одежде, отпуске, телефонной связи и продуктах питания. Если сегодня 44% сообщают, что перешли на более дешевые бренды продуктов питания и других товаров повседневного спроса, то сохранить эту привычку намерены лишь 14% опрошенных. На ежегодном отпуске, по данным на март 2009 г., экономят 32% опрошенных. После кризиса на этой статье планируют экономить 7% опрошенных. Если сегодня покупать меньше одежды стали 65% участников, то после кризиса готовы сохранить такую прагматичную привычку лишь 13% опрошенных.

[1] Бразилия, Россия, Индия, Китай

[2] Здесь и далее, при ссылке «полгода назад» и «октябрь 2008 года», имеется в виду волна предыдущего аналогичного исследования Nielsen, которая была проведена с 22 сентября по 6 октября 2009 года.

[3] 50 стран:Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Венгрия, Индия, Индонезия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Латвия, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Филиппины, Польша, Португалия, Россия, Сингапур, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, ОАЭ, Великобритания, США, Венесуэла, Вьетнам, Саудовская Аравия

  

О Nielsen

The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).

Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com..

 www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами