Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
32,5 млн тонн сырого молока было произведено в России в 2022 году
В России прошел XХI Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока. Его участники подвели итоги работы молочной отрасли страны за 2022 год, обсудили государственные меры поддержки в условиях санкций, законодательные нововведения, практику работы надзорных органов, вопросы экспорта и импорта молока, актуальную ситуацию с маркировкой и экологическую повестку. Мероприятие прошло при поддержке Правительства России, Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.
mkfilm/ Shutterstock
Молочная отрасль, как и экономика страны в целом, переживает непростые времена. По данным Молочного союза России в 2022 году производство сырого молока находится на уровне 32,5 млн тонн. Одной из ключевых причин такого положения эксперты называют снижение платежеспособного спроса.
«Последние 3 года производство сырого молока у нас практически не растет, рост меньше одного процента на таком масштабе статистически почти как погрешность, — отметила председатель союза Людмила Маницкая. — В предыдущие годы производство практически всех основных видов молочной продукции было стабильно или росло. Но в 2022 году снизилось потребление, и вслед за этим наметилась стагнация или снижение в переработке. Потребитель удешевляет рацион питания, заменяет молокоемкую продукцию питьевым молоком».
В этих условиях на первое место выходит обеспечение безопасности потребителей. В значительной мере добиться этого позволяет недавно введенная система обязательной маркировки молочной продукции «Честный Знак». Заместитель министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева отметила, что внедрение маркировки молочной продукции — непростая задача, но отрасль удачно справилась с ней.
«В 2022 году в условиях санкций были предприняты меры для того, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно, — подчеркнула она. — Эта гибкая политика позволила отрасли эффективно работать в новых условиях». Екатерина Приезжева называет маркировку действенным методом защиты потребителей. По ее данным, в 2022 году благодаря строгому учету и прослеживаемости «от поля до прилавка» оборот молочных продуктов с истекшим сроком годности снизился на 55%.
Оздоровлению ситуации способствовал и эксперимент по запрету продажи просроченной и контрафактной продукции на кассах. Недавно к нему присоединились «Азбука Вкуса» и «Детский мир». Об этом на съезде рассказала руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ Юлия Кузьмина. Данная инициатива призвана исключить техническую возможность продажи в магазинах просроченной или незаконно введённой в оборот молочной, табачной и никотинсодержащей продукции, воды, пива и слабоалкогольных напитков. Продукция, которая не допускается к продаже, будет отслеживаться с помощью государственной информационной системы цифровой маркировки «Честный знак». Постановление об этом подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Несмотря на возникающие сложности, отрасль продолжает развиваться. Об этом в своем выступлении сообщил первый заместитель Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Сергей Митин. По его данным, в 2022 году было реконструировано 200 объектов молочного животноводства, а на 2023 год отобрано 87 проектов на 27 миллиардов рублей. Это говорит о значительной заинтересованности государства в стабильной ситуации в отрасли. Одновременно Сергей Митин сообщил о ряде важных изменений в действующем законодательстве, нацеленных на улучшение экологической ситуации, ограничение углеродного следа.
«С 1 марта 2023 года начинает действовать новый закон, касающийся утилизации отходов производства животноводческой продукции, — отметил он. — Согласно ему, агропроизводители должны внедрять современные методы переработки отходов. Но пока, по данным Россельхознадзора, только 40% предприятий готовы к внедрению новых нормативов». Он призвал всех участников рынка ответственно подойти к вопросам экологической безопасности.
Член Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, председатель Подкомитета по научно-технической политике, цифровизации, эпидемиологическому благополучию, органическому по экологическому сельскому хозяйству Сергей Лисовский обратил внимание участников съезда на важность государственной поддержки сельхозпроизводителей. В частности, он отметил необходимость развития субсидирования производства кормов, кредитования агропроизводителей, развития сельскохозяйственных территорий.
Для того чтобы преодолеть возникающие сложности и барьеры, отрасль должна идти вперед. Людмила Маницкая отметила, что теперь развитие будет происходить с опорой на собственные силы и на внутренние ресурсы.
«И молочной отрасли, и всему АПК, и всей пищевой промышленности предстоит двигаться курсом на ускоренное импортозамещение. Для устойчивого национального промышленного развития нам нужен так называемый технологический суверенитет», — считает она.
NielsenIQ: рынок молочных продуктов в 2023 году
Российские производители молочной продукции все чаще указывают на упаковках вес вместо объема
Минсельхоз: у российских производителей молочной продукции достаточно запасов заквасок
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.