Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
2020 год признали худшим по объему ввода ТЦ в России
cocoparisienne/ Pixabay
По итогам 2020 г. в России за исключением двух крупнейших городов страны (Москвы, Санкт-Петербурга) и Московской области введено 198 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что является минимальным показателем за всю современную историю развития рынка торговой недвижимости.
На рынке появилось 7 новых качественных объектов, только один из них, KazanMall (54 тыс. кв. м GLA), открылся в городе-миллионнике. По сравнению с 2019 г., в городах с численностью населения более миллиона человек ввод качественной торговой недвижимости сократился на 68%.
Помимо торгового центра, в Казани открылись такие объекты, как МФК Green park (50 тыс. кв. м) в Нижневартовске, «Балтия Молл » (40 тыс. кв. м) в Калининграде, «Счастье» (19 тыс. кв. м) в Хабаровске, «Матрешка» (18 тыс. кв. м) в Тюмени и 2 небольших районных ТЦ в Пензе и Новороссийске.
Ежегодное замедление прироста качественных торговых площадей – следствие не только пандемии. Постепенное снижение объема ввода качественных торговых центров началось еще в 2016 г. Тогда на региональном рынке впервые с 2006 г. появилось меньше 1 млн кв. м, а в 2017 — 2019 гг. в российских регионах появлялось в среднем 500 тыс. кв. м в год. Это объясняется постепенным насыщением рынка предложением качественных площадей.
«В 2021 году ожидается около 660 тыс. кв. м нового предложения, что включает в себя перенесенные с 2020 года проекты. Если все объекты появятся на рынке, ввод 2021 года более чем в три раза превысит показатель 2020 года. Тем не менее, в связи с неопределенностью ситуации с продолжительностью пандемии, девелоперы могут отложить запуск части проектов на более поздний срок. На 2022 год запланировано 335 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Кроме того фокус на рынке торговой недвижимости сместился с бурного строительства больших моллов в сторону реконцепции существующих устаревших проектов в городах с высокой насыщенностью торговыми площадями и строительстве небольших окружных и районных торговых центров в городах, где спрос на них еще не удовлетворен», – комментирует руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев.
«Стоит отметить, что многие участники рынка последние пару месяцев с нетерпением ждали массовой вакцинации, надеясь, что она существенно ускорит возврат отрасли в привычное русло. Многие соскучились по "доковидной" жизни, по опыту, который может предоставить только офлайн-формат торговли, и по эмоциям от похода в ресторан, кинотеатр или развлекательный центр», – отмечает руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина.
Ранее сообщалось, что ТЦ «Европейский» грозит штраф из-за нарушения мер безопасности.
В преддверии Нового года жители крупных городов пошли по магазинам.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?