Декоративное изображение
3 917

Поделиться

10 фактов о промзонах

Что вам надо знать о…

Вопрос о реорганизации промзон сегодня актуален как никогда. Это и понятно, несмотря на плотную застройку, в Москве насчитывается 209 промзон, это около 15 тыс. га пустующей или малопривлекательной территории не только на окраинах столицы, но и в центре. Эту площадь можно использовать с умом – разместить престижные бизнес-центры, построить современные производства, создать озелененные жилые массивы, что обеспечит людей работой и жильем.

1. Промышленные территории являются неотъемлемой частью любого развитого города. Прообраз промышленных территорий – мануфактуры и частные ремесленные предприятия – появились в Москве еще в 17 веке, были казенными, т.е. государственными, как правило, дотационными, иными словами убыточными, и производили оружие. Первой крупной мануфактурой столицы стал Хамовный двор в с. Преображенском, открытый по указы Петра I. К 1740 г. более половины всех промышленных производств Российской Империи было сосредоточено в Москве. При этом московская «промышленность» ориентировалась главным образом на текстильное производство.

Машиностроение и тяжелая промышленность начали появляться в Москве в 19 веке: Машиностроительный и чугунолитейный завод Гоппера, позднее переименованный в Завод им. Владимира Ильича (на его мощностях позднее производили «Катюшу»), металлургический завод Гужона, более известный как «Серп и Молот». Однако наиболее интенсивный рост промышленности и промышленных зон был в «сталинский» период – период индустриализации. Заметим, что в столице могло быть гораздо больше промышленных территорий и различных предприятий – многие были вывезены во время Второй Мировой войны.

2. Москва до сих пор является и крупным промышленным центром. На сегодняшний день в Москве официально работает около 1 000 крупных и средних, а также 13 000 малых промышленных предприятий, на которых трудится более полумиллиона человек. В столице производятся бензин, дизельное топливо, химическая продукция, электротехническое оборудование, автомобили, строительные материалы, мебель, обувь и одежда, продукты питания и т.п.

Многие из строящихся в период индустриализации предприятий располагались за пределами города, но со временем оказались практически в центре столицы. В результате, в настоящее время остро стоит вопрос выноса промышленности за пределы города, и их редевелопмента в жилые кварталы с административными площадями.

3. По официальным данным столичных властей, всего в Москве насчитывается 7,7 тыс. га промышленных зон. Однако при официальном подсчете не учитываются квазипромышленные территории, такие как перегрузочные, транспортные и товарные дворы и т.п. При более детальном подходе, промышленных зон в столице оказывается около 12,5 тыс. га (125 кв. км). Для сравнения, на площади промышленных территорий Москвы мог бы разместиться полноценный город, такой, как, скажем, Кострома или Вологда (областные центры с численностью населения около 300 тыс. человек), или 1/3 столицы союзной республики Беларусь – Минска.

Наибольший объем промышленных территорий наблюдается на востоке столицы – в ЮВАО и ЮАО – 2,9 и 2,3 тыс. га соответственно, что составляет более 40% от всех промышленных территорий Москвы.

4. В рамках существующего градостроительного плана столицы предполагается реорганизовать около 4,3 тыс. га промышленных территорий, из которых, к концу lll кв. 2013 г. рассмотрено приблизительно 1/3.

Традиционно, основным вектором редевелопмента является развитие жилого фонда, который занимает 70-80%, а также офисного, гостиничного или торгового назначений – в общем, всех тех назначений недвижимости, которые повышают комфорт и благоустройство городского пространства. Часто несколько назначений недвижимости развиваются в составе одного многофункционального проекта, при этом доминантой чаще всего выступает жилая недвижимость.

Кардинальное преображение ждет несколько значимых и широко известных промышленных территорий, развитие которых способно изменить облик всего округа и даже города в целом: «Тушинский аэродром», «Территория ЗиЛа», промзоны «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая».

Примечательно, что далеко не все промышленные территории, которые власти города предполагают реконструировать, поменяют свой функционал. Например, промышленный функционал таких зон как «Бирюлево», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» мало того сохранится и будет интенсифицирован – будут размещенные новые более современные и технологичные производственные предприятия.

5. Наиболее перспективными и «лакомыми» территориями в современной Москве выступают те объекты, которые ближе всего располагаются к центру города, и, в силу своего местоположения, обладают прекрасной доступностью и отличными видами. В качестве примера стоит привести территорию карандашной фабрики Сакко и Ванцетти и Бадаевского пивзавода – 14,5 га между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко. На данной территории предполагалось строительство элитного жилого микрорайона общей площадью около 230 тыс. кв. м, а также деловой кластер (100 тыс. кв. м). Проект не был реализован, однако была произведена подготовка – производства перенесены за пределы столицы, что не позволяет сомневаться в реализации проекта, но оставляет вопрос в каком назначении и объеме.

Другим знаковым проектом может стать редевелопмент Трехгорной мануфактуры (12 га между ул. Рочдельская и Краснопресненской набережной, рядом с Белым Домом), предполагающий развитие офисов, гостиницы и высококлассного жилья.

6. Самым знаковым объектом принято считать «Красный Октябрь». Уникальное местоположение фабрики напротив Кремля заставило обратить внимание на эту территорию многих девелоперов. Несколько проектов редевелопмента, в том числе самых фантастических, сменили друг друга за последнее десятилетие, пока, наконец, фабрика стихийно не превратилась в арт-кластер (здесь расположены культовые бары и клубы, архитектурные, дизайнерские и художественные мастерские, редакция телеканала «Дождь», журнала «Большой город», проекта «Сноб»). В результате власти признали общественную значимость территории фабрики – текущую концепцию предполагается в значительной степени сохранить, реконструировав существующие здания, и, само собой, дополнить жилыми площадями в объеме приблизительно 100 тыс. кв. м.

7. Самой большой промышленной зоной столицы является «Южный порт». Он занимает 632 га на юго-востоке Москвы. В 1937 году после строительства канала Москва-Волга, в юго-восточной части города, на левом берегу р. Москвы, был создан крупнейший речной порт, обслуживающий крупнотоннажный флот, для которого были построены соответствующие мощности для погрузки-разгрузки, хранения, подведена ж/д ветка. Кроме речного порта, на данной территории расположен АЗЛК – Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола. Примечательно, что свою деятельность завод начал со сбора автомобилей марки Форд.

Проектом реконструкции, которая планируется начаться уже в 2014 г., предусматривается создание обширного жилого квартала со всей необходимой социальной инфраструктурой, а также бизнес центры, гостиницу. Мы считаем целесообразным создание в рамках проекта крупного и качественного торгового объекта.

8. Идейным продолжением делового района «Москва-Сити» является территория Западного порта на противоположной стороне р. Москва. Идея создания логистического терминала не нашла своего продолжения в связи с забвением речных грузоперевозок. И власти пересмотрели концепцию развития – за ближайшие 6 лет власти планируют превратить район в жилой квартал бизнес класс с качественными офисами и гостиницей.

9. Новым офисным кластером предполагается сделать территорию часового завода «Слава» (Ленинградский пр. 8), на которой банк «Глобэкс» планирует создать многофункциональный проект с офисной доминантой. Общая площадь составит около 500 тыс. кв. м.

10. Развитие жилья эконом-класса планируется на менее ценных промышленных территориях расположенных ближе к окраинам города. Например, развитие жилого комплекса 90 тыс. кв. м на улице 1-я Бухвостова (в районе м. Преображенская площадь), или жилого микрорайона эконом-класса на месте винно-водочного завода «Кристалл». Одним из крупнейших «спальных» районов является проект реконструкции промзоны «Северное Очаково», где Москомархитектура запроектировала строительство более 120 тыс.кв. м жилья эконом-класса с социальной инфраструктурой.

Александр Морозов, руководитель проектов департамента стратегического консалтинга Knight Frank, для CRE

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами