Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Законодательные изменения в период COVID-19
Изменения, произошедшие в законодательстве РФ в период коронавируса, не всегда понятны участникам рынка: каким компаниям можно работать, как платить зарплату и налоги, можно ли оформлять простой, можно ли уволить сотрудника и многое другое. Чтобы помочь сориентироваться в этой ситуации, фирма «1С» провела вебинар, который посмотрели около 60 тыс. человек. На вопросы бизнеса ответила главный редактор информационной системы «1С:ИТС», консультант по вопросам налогообложения, бухгалтерского и кадрового учета Марина Демина. Мы публикуем ответы на самые распространенные вопросы, а полную запись можно посмотреть на странице «1С:Лектория».
– Кому можно работать в период нерабочих дней, введенных Президентом России?
– Министерством труда и правительством был утвержден перечень организаций, которые могут продолжить работать, несмотря на введение нерабочих дней. Список деятельности организаций, которым разрешено работать, размещен по ссылке.
Но исчерпывающего перечня организаций в этом списке нет. Поэтому рекомендуем бизнесу следующее: если вы видите, что вас нет в списке, но точно знаете, что у вас непрерывная деятельность, то можете работать, потому что четких критериев того, кому можно работать, кому нельзя, нет.
Для ритейла важно, что могут работать организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.
Если с продуктами питания все понятно, то с товарами первой необходимости возникают вопросы: не совсем ясно, что за товары имеются в виду. Поэтому правительство выпустило несколько дополнительных распоряжений, уточняющих это определение. Важно отметить, что правительство постоянно вносит изменения и добавляет новые товары, поэтому рекомендуем следить за списком. Постоянно обновляемый список публикуется на сайте «1С:ИТС» по ссылке.
Разрешение на работу касается поставщиков товаров первой необходимости, дистрибьюторов, РЦ, складов, ПВЗ, курьерских служб, торговых объектов всех форматов и компаний, управляющих этими объектами.
Еще одна рекомендация: не предъявляются требования того, чтобы в ассортименте магазина были только товары первой необходимости. Если есть хоть одно наименование, входящее в перечень, – зубная щетка, туалетная бумага, мыло, – можно продолжать торговать. Это написано в распоряжении правительства.
Если среди ваших клиентов-покупателей есть те, кто может работать, вы тоже можете работать.
Например, разрешена работа СМИ, значит, если вы продаете камеры или микрофоны для медиакомпаний, можете продолжить работу.
При разрешении работать имеет значение не ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) и тем более не ИНН, а реальная деятельность.
– Как оформить удаленную работу?
– Важно знать, что Трудовой кодекс РФ не содержит понятия «удаленная работа». Но есть «дистанционная работа». Переводить нужно по заявлению работника о переводе на дистанционную работу. Потому что перевод предполагает существенное изменение трудового договора, а по закону о любых изменениях условий работы работодатель обязан предупредить сотрудника за два месяца. Но у нас сейчас нет возможности предупреждать заранее.
Мы не знаем, как потом будут проводиться проверки и к чему могут придираться контролирующие органы. Поэтому, чтобы себя обезопасить, нужно взять с сотрудника заявление, потом оформить соглашение об установлении дистанционной работы и только после этого выпускать приказ об установлении дистанционного режима работы. Учтите, что одним приказом не обойтись!
В приказе указываем – кто переводится, по каким должностям, как обеспечиваются техникой, как несутся расходы. Можно предусмотреть компенсацию сотрудникам части расходов, связанных с дистанционной работой, например, на интернет. Но здесь важно определить часть интернета, расходуемую именно в рабочих целях.
– Нужно ли подавать «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» при переводе на удаленную работу?
– СЗВ-ТД при переводе на удаленную работу подавать не нужно. Этот отчет подается только при приеме, увольнении, изменении трудовой функции и еще нескольких других обстоятельствах. Здесь изменения функции не происходит. В «1С:ЗУП 8» ред. 3 реализован функционал для массового перевода сотрудников на удаленную работу в связи с карантином, формирование необходимых для этого документов – заявления сотрудника и дополнительного соглашения к трудовому договору. Этот функционал не формирует никаких движений по регистрам и не влияет на учет в программе, а создан для повышения скорости оформления документов.
– Если компания не входит в список тех, кому разрешено работать, но при этом работает, чем ей это грозит?
– Продолжение работы в нерабочие дни может нарушать трудовое законодательство.
Предусмотрено две группы штрафов. Штраф за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в размере:
-
от 1000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
-
от 1000 до 5000 руб. – для предпринимателей;
-
от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций.
Есть также статья 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося (в том числе) в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. По этой статье тем, кто продолжает работать, грозит штраф в размере:
-
от 100 до 500 руб. – для граждан;
-
от 500 до 1000 руб. – для должностных лиц и ИП;
-
от 10 000 до 20 000 руб. – для организаций.
– Менять ли норму по производственному календарю?
– Это один из самых болезненных вопросов, потому что сначала дали одну нерабочую неделю, потом этот период продлили на месяц.
В соответствии со статьей 5 ТК РФ указы Президента РФ регулируют трудовое законодательство. И если указом президента день объявлен нерабочим, то он должен уменьшить норму по производственному календарю. Но Минтруд России (разъяснения от 02.04.2020 на официальном сайте) установил, что оплата за нерабочий период сотрудникам должна быть произведена в полном объеме, то есть оплатить этот период необходимо так, как будто сотрудник работал.
И тут мы имеем дилемму – с одной стороны, есть указ, с другой – требования Минтруда.
Рекомендация такая: считать этот период рабочим и учитывать дни как рабочие, то есть норму рабочего времени на продолжительность этого периода не уменьшать.
В программах «1С:ЗУП 8» ред. 3 введен код «ОН» (оплачиваемый нерабочий), при заполнении табеля этим кодом оплата будет полной. «ОН» ставится тем, кто не работает, при этом начисления будут одинаковыми с теми, кто работает и у кого стоит «Явка».
– Как платить зарплату, если предприятие не работает?
– Оплату необходимо производить в полном объеме, включая компенсационные или стимулирующие выплаты. Законодательство не требует издавать каких-либо отдельных приказов о выплате зарплаты. Расходы можно в полном объеме включать в расходы на выплату заработной платы.
Но с премиями и компенсациями есть нюансы. Я считаю, что, если премия платится за определенные достижения, то при недостижении запланированных показателей выплачивать премию не за что. Плюс платим только за «норму»: не оплачиваем переработки, праздничные, ночные и т.п.
Сроки выплаты зарплаты не меняются, действуют сроки, установленные локальным нормативным актом, коллективным или трудовым договором.
Аванс выплачивается, количество дней учитываем по графику работника в период с 1 по 15 апреля.
По форме выплаты. Если сотрудники получали зарплаты на карты, проблем не возникает. Но если зарплата выплачивалась в кассе и требовала личного присутствия, сотруднику необходимо дистанционно подать заявление о перечислении на счет (на любой, в т.ч. не свой).
– Может ли компания объявить простой?
– Считаю, что может. В статье 72.2 ТК РФ есть понятие простоя – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Согласно закону, простой может возникнуть в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
То, что сейчас происходит, признано Всемирной организацией здравоохранения пандемией, поэтому можно объявить простой.
– Если объявили простой, как платить сотрудникам?
– Согласно статье 157 ТК РФ, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Доплачивать до 2/3 МРОТ и учитывать надбавки и премии при определении оплаты за период простоя не нужно.
Насколько мне известно, Минтруд – против простоя, но официально это нигде не написано. Вполне возможно, что трудовые инспекции будут выявлять простой и наказывать компании. Но по закону наказать не за что: здесь нет нарушений трудового законодательства или санитарно-эпидемиологических правил. Сейчас нет норм, за которые можно привлечь к ответственности за объявление простоя в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года.
– Если работодатель может продолжить работу, то нужно ли выпускать приказ о продолжении работы и как выплачивается заработная плата?
– Приказ о продолжении работы не нужен. Может потребоваться оформление пропусков (выдача справок) сотрудникам, чтобы они могли ездить на работу. В некоторых организациях необходимо составить и утвердить приказом список сотрудников, которые должны продолжать работу. Заработная плата выплачивается в обычном размере. Повышенная оплата работающим может быть установлена работодателем самостоятельно.
– Мы общепит, пострадавшая отрасль, но в ЕГРЮЛ этот вид деятельности значится как дополнительный. Как доказать, что мы пострадавшая отрасль?
– Пострадавшие определяются по коду ОКВЭД в Едином государственном реестре юридических лиц. Попытайтесь внести изменения в ЕГРЮЛ.
– Как попасть в пострадавшие отрасли?
– Пострадавшие отрасли определяются на основании запросов компаний. Если вы пострадали, рекомендую обращаться в правительство через ТПП, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации, убеждать, доказывать, и тогда, вполне возможно, вашу сферу деятельности включат в эти списки.
– Основной ОКВЭД – опт, а по факту мы розница, как получить отсрочку по уплате налогов?
– На отсрочку по налогам могут рассчитывать только те, кто назван среди пострадавших, и для них это основной вид деятельности в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если у вас основной вид деятельности опт, то отсрочка по налогам не положена (его нет среди пострадавших).
Та же самая рекомендация – меняйте вид деятельности в ЕГРЮЛ. Сроки уплаты налогов будут определяться по основным видам деятельности, заявленным в ЕГРЮЛ.
– Может ли организация работать, если занимается продажей пищевого и упаковочного оборудования?
– Согласно письму Министерства промышленности и торговли № 23435/08 от 03.04.2020, затаривание и (или) упаковка продуктов питания и товаров первой необходимости являются обязательным условием выпуска их в обращение на товарный рынок, то есть входят в производственную цепочку. Поэтому полагаем, что продавцы пищевого и упаковочного оборудования могут продолжать работать.
– Может ли работать магазин обуви, если в ассортименте есть зоотовары?
– Повторюсь, если в ассортименте есть хотя бы одна группа товаров из списка первой необходимости, магазин может работать и продавать все остальные товары. Зоотовары включены в список товаров первой необходимости, значит, работать такая организация может.
– Организация продолжает работать, но ряд сотрудников отказывается выходить на работу, можем ли ставить неявки?
– Надо индивидуально разговаривать с работниками, выяснять, почему они не хотят выходить. Если они боятся заразиться, а вы поставите им неявки, они пожалуются в трудовую инспекцию, и спор может быть решен не в вашу пользу. Я рекомендовала бы оформлять им простой и платить 2/3 ставки. Либо оформляйте простой по вине сотрудников, который не оплачивается, согласно статье 157 ТК.
– Можно ли отпустить сотрудников в отпуск за свой счет по их заявлению?
– На основании заявлений работников – можно. По своей инициативе работодатель не может отправить сотрудников в отпуск за свой счет без сохранения заработной платы.
– Что делать с беременными? Есть ли нормативная база по вопросу перевода таких сотрудников на дистанционную работу?
– Для беременных действует тот же порядок, что и для всех.
– Каков порядок оформления больничного по БиР в период коронавируса?
– Порядок оформления больничного по БИР не менялся.
– Можно ли на данный период отправлять в ежегодный отпуск принудительно?
– Нет, это противозаконно. По статьям 122, 123 ТК РФ ежегодный отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, который обязателен для работника и работодателя, либо по заявлению сотрудника вне графика. Направить работников в отпуск можно только на основании заявлений от работников. Работодатель по своей инициативе не может направить сотрудников в отпуск.
– Сотруднику больше 65 лет, находится на карантине, срочно нужно выехать на работу на 2–3 часа, будет ли штраф на компанию?
– Да, будет штраф за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
– В моей организации один совместитель 65+ и один 65+ по договору подряда. На основном месте работы совместитель 65+ не освобожден от работы. Наша организация не работает. На кого я могу подать реестр в ФСС?
– Ни на кого. Реестр подает та организация, которая работает. А исполнители по договору подряда вообще не имеют права на пособие.
– Каков порядок получения безвозмездной помощи государства на зарплату сотрудникам?
– Порядок еще не утвержден.
– В разных источниках указаны разные проценты пониженных тарифов по страховым взносам, какой тариф устанавливается на медицинское страхование?
– Тариф взноса на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) – 5%.
– С какого числа апреля необходимо сдавать отчет в ПФР по форме СЗВ ТД после приема и увольнения?
– С 9 апреля подавать на следующий день после издания приказа об увольнении или приеме.
– Есть ли отсрочка по уплате налога УСН за 1-й квартал 2020 года?
– Субъекты МСП, наиболее пострадавшие от коронавируса, платят аванс за 1-й квартал 2020 года до 26 октября 2020 года, остальные – до 6 мая 2020 года.
– Авансовые платежи по налогу на имущество для непострадавших тоже перенесли до 6 мая?
– Да, для всех налогоплательщиков срок переносится на 6 мая.
– У предприятия непрерывная деятельность, как сдавать 6-НДФЛ?
– За 2019 год 6-НДФЛ сдаем до 1 июня 2020 года, за 1-й квартал 2020 года – до 30 июля 2020 года.
– Будет ли льгота по налогу на имущество для организации, если арендодатель делает скидку для арендатора?
– Льготы могут быть установлены региональным законодательством, по крайней мере, ФНС рекомендовала местным властям такие льготы предоставлять.
– Когда в «1С:ЗУП» будет реализована оплата взносов по льготным тарифам (15% вместо 30%)?
– Эта опция в «1С:ЗУП 8» (ред. 3) уже есть: https://its.1c.ru/db/answers1c#content:1100:hdoc:
– Применима ли пониженная ставка по страховым взносам к договорам ГПХ?
– Да, к ГПХ применяется пониженная ставка.
– Декларации по налогу на прибыль за 1-й квартал 2020 года перенесли на июль, а срок оплаты налога за 1-й квартал указан на 6 мая, как это понимать?
– Продление сроков представления отчетности не влияет на продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), даже в тех случаях, когда уплата налогов зависит от срока подачи отчета.
– Продлевались ли сроки сдачи СЗВ-М? Если мы сдавали 20 апреля, будут ли штрафы?
– Отчетность в ПФР по формам СЗВ-М и СЗВ-ТД за март 2020 года необходимо сдать до 15 апреля 2020 года. За нарушение срока штрафов не будет.
– ИП на ЕНВД не работает с 30 марта, при прекращении деятельности необходимо в течение пяти рабочих дней предоставить заявление в ФНС. Можно ли закрыть предприятие с 1 апреля, а заявление подать сейчас?
– В заявлении о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД нужно указать дату прекращения деятельности. Она определяется самим плательщиком. Заявление подается в течение пяти дней после прекращения деятельности, поэтому, если в заявлении будет указана дата 1 апреля, а само заявление подано в конце апреля, это нарушение норм ст. 346.28. Следует датой прекращения деятельности указать более позднюю дату.
Посмотрите полную видеотрансляцию вебинара с сессией вопросов и ответов.
Актуальную и полную информацию об изменениях законодательства в условиях COVID-19 смотрите на сайте Информационной системы 1С:ИТС.
Как изменения в законодательстве отражены в программах «1С», смотрите на странице.
Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
«1C» против коронавируса: антикризисный пакет для малого розничного бизнеса
Иван Федяков, INFOLine «Малый и средний бизнес подставили»
Как цифровизация бизнеса помогает пережить сложное время: торговля в онлайн с «1С»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.